Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Основы религиозного нейтралитета. Спорный курс с 2012 года начнут изучать во всех школах страны


Общественный совет Минобрнауки предложил реформировать курс "Основы религиозных культур и светской этики". С 2012 года независимо от того, изучает ребенок светскую этику, православие или основы ислама, в учебный курс будет введен блок, рассказывающий обо всех мировых религиях. Также стало известно, что экспериментальное изучение спорного курса закончено — с нового учебного года его будут изучать во всех школах страны.

7 ноября на заседании общественного совета Минобрнауки озвучили итоги апробации учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). А накануне, 4 ноября, профильная комиссия при правительстве одобрила апробацию такого типа изучения религий в школах. В тот же день президент Дмитрий Медведев на встрече с патриархом Кириллом заявил, что курс ОРКСЭ следует развивать.

После этого члены министерского совета уже могли сосредоточиться не на спорах о полезности для ребенка околорелигиозного курса, а решали, как именно его нужно изменять. Замминистра образования и науки Игорь Реморенко в своем докладе привел статистику выбора родителями того или иного предмета. Большинство — 42% — родителей в России выбрали "Основы светской этики". Ровно треть семей остановились на основах православия. 18% родителей сделали универсальный выбор в пользу курса "Основы мировых религиозных культур". Основы ислама выбрали 9%. Интересующихся буддизмом оказалось 1%, а количество выбравших "Основы иудейской культуры" не превышало статистической погрешности — менее 1%.

Член Общественной палаты Борис Альтшулер обратил внимание Реморенко на то, что 60% россиян выбрали своим детям "нейтральные курсы", и спросил его, учтено ли это обстоятельство при реформировании ОРКСЭ. Замминистра заявил, что не видит в этом какой-либо неприятной тенденции. Однако у коллег Альтшулера было совсем иное мнение. Общественный совет подготовил проект резолюции, в которой обратился к министру Андрею Фурсенко с предложением "откорректировать программу курса" и четко определиться, в каком классе — четвертом или пятом — его следует изучать.

Главное содержательное изменение, одобренное Минобрнауки, озвучил главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов. По его словам, теперь в каждом курсе будет блок о других религиях. На него будет отводиться шесть-восемь или даже 12 часов (программа ОРКСЭ рассчитана на 34 часа). "Мы должны воспитывать ребенка так, чтобы у него не возникло испуга перед иными и чужими людьми, культурами и религиями. В Чечне основы православной культуры выбрали 0,12%. Чего мы хотим от ребят, которые приезжают из Чечни и не знают, как следует вести себя в Москве. Именно поэтому им стоит изучить ту культуру, в которой они хотят жить", — объяснил Венедиктов. Андрей Фурсенко затем уточнил, что не исключена и возможность добавления учебных часов для блока обо всех мировых религиях.

Как заявил "МН" после заседания Игорь Реморенко, с нового учебного года (2012–2013) курс ОРКСЭ будет изучаться во всех регионах страны. Апробация на протяжении двух лет велась в 21 регионе. "На сегодняшний день согласились почти все регионы, об этом мы еще не успели заявить. Лишь один губернатор все еще не отзывается", — утверждает замминистра.

В РПЦ приветствуют распространение эксперимента по введению в школах курса ОРКСЭ (и, следовательно, его модуля "Основы православной культуры"), но высказывают опасение по поводу светского уклона в преподавании. Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов), возглавляющий синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, посетовал в беседе с корреспондентом "МН" на то, что ОПК зачастую преподают люди, далекие от церкви. "Священнослужители не имеют возможности вести "Основы православной культуры" в школах, — подчеркнул владыка Пантелеимон. — С моей точки зрения, было бы более эффективным, если бы не только чиновники органов образования, но и представители конфессий имели право определять, кто достоин преподавать этот предмет, а кто нет".

Например, пояснил епископ, основы исламской культуры хорошо может преподавать тот, кто сам является мусульманином. Точно так же и епархиальные архиереи РПЦ сами могли бы оказывать влияние на решение о том, какой педагог может вести курс ОПК. "Так делается во многих странах, и подобный опыт есть и в России", — отметил епископ Пантелеимон.

Евгений Насыров, Михаил Мошкин

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ", 8 ноября 2011 г.

Фото: РИА "Новости"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования