Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ": Святых разрешено выносить. Торопецкая икона не вернется в Русский музей


Завершилась история временной передачи Торопецкой (Корсунской) иконы Божией Матери XIV века в храм коттеджного поселка "Княжье озеро". Икона не вернется в Русский музей — об этом сообщили "Ъ" сотрудники музея. Дирекция ознакомила музейщиков с приказом Министерства культуры, согласно которому икона "изымается из инвентаря" Русского музея и формально переходит в Реставрационный центр имени Грабаря в Москву. А физически икона переедет в Торопецкий монастырь. С подробностями — ТАТЬЯНА МАРКИНА и МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА.

Шедевры технологии

Начальник отдела музейного фонда Министерства культуры Владимир Фомин сообщил в разговоре с корреспондентом "Ъ", что было принято решение о переводе Торопецкой иконы Богородицы из Русского музея (ГРМ) на хранение в Реставрационный центр имени Грабаря (ВХНРЦ) по той причине, что икона нуждается в тщательном контроле со стороны реставраторов, лучшие из которых работают в "грабарях". Главный хранитель ВХНРЦ Наталья Ярцева соглашается: "Наши специалисты смогут заботиться об иконе уж точно не хуже, чем в Русском музее". В Минкультуры подтвердили, что в центре есть фондохранилище и формально он может принять икону в "оперативное управление".

Приказ Министерства культуры, по словам сотрудников Русского музея, предписывает им "изъять из инвентаря" икону Богоматери Торопецкой и передать ее ВХНРЦ имени Грабаря. Икона покинула ГРМ три года назад — ее по просьбе патриарха временно передали в храм поселка "Княжье озеро" под Москвой ("Ъ" писал об этом 2 декабря 2009 года).

Богоматерь Торопецкая, помещенная в специальный киот, находится в храме Святого Александра Невского поселка "Княжье озеро" в Подмосковье с декабря 2009 года. Вначале речь шла о том, чтобы возвратить икону в ГРМ в сентябре 2010 года. Затем срок был продлен до марта 2011 года, а весной по решению Министерства культуры икона осталась в "Княжьем озере" до 12 декабря 2011 года.

Директор ГРМ Владимир Гусев весной заявлял, что считает задержку с возвратом иконы "неверным решением, которое может помешать дальнейшему культурному диалогу". Однако о том, чтобы вовсе изъять ее из музейного хранения, речь зашла впервые. Сейчас господин Гусев находится в отпуске, а в Русском музее комментировать сложившуюся ситуацию отказались: "Икона уже не на балансе ГРМ, мы ранее многократно высказывали нашу позицию, но последнее слово за Министерством культуры".

"Княжье озеро" и храм в нем возведены строительной компанией "Сапсан". Ее глава Сергей Шмаков — известный благотворитель, он же выделяет средства на реставрацию Корсунско-Богородицкого собора Торопецкого монастыря (в котором икона находилась в XVII веке). В начале октября Сергей Шмаков передал в дар церкви более 70 икон общей стоимостью примерно 30 млн руб. На церемонии торжественной передачи министр культуры Александр Авдеев рассказал, что они с Сергеем Шмаковым с благословения патриарха Кирилла совместно выезжали за границу для поиска и приобретения икон, вывезенных из России в советское время. Среди обретенных РПЦ икон — "Богоматерь Страстная" 1794 года, "Спас Нерукотворный", датируемый семнадцатым столетием и "Иоанн Богослов в молчании", датируемый серединой XVIII века. Тогда же министр объявил, что икона Богоматери переедет в Торопецкий монастырь — как только там закончится реставрация и будут созданы условия для хранения ценного экспоната. Пока что на год.

В этой операции нет ничего незаконного. Все музеи подчинены Минкультуры, как и предметы в их собрании, и министр Авдеев может решать, где разумнее иметь именно эту единицу хранения — на временном хранении в монастыре в Торопце или на постоянном — в музее в Санкт-Петербурге. Она все равно останется принадлежностью единого государственного музейного фонда. Благодаря этому на примере иконы Богоматери Торопецкой мы встречаемся с новой эффективной схемой передачи музейных ценностей из любого музея в любое желательное на данный момент место.

Это происходит так: сначала экспонат изымают из музея и передают в другое государственное учреждение, теоретически способное создать условия для хранения, но не связанное с этим экспонатом исторически и идеологически и не имеющее видов на произведение для собственных экспозиционных площадей. Затем произведение можно перемещать и дальше — поскольку оно уже лишено постоянной музейной прописки, и теперь все, что требуется для его хранения,— это набор выполнимых технических условий, будь то специальный киот или система вентиляции и охраны.

Можно ожидать, что таким образом будут решены многие вопросы, связанные со спорными произведениями в российских музеях. Появляется возможность передать, например, сотню икон из Третьяковки в провинциальный музей, а тот их потом совершенно законно сдаст во временное пользование местному храму. Если не говорить о церквях, мечетях или синагогах, можно представить себе и использование музейных картин для украшения государственных резиденций. Условия и охрана там не хуже, чем в Русском музее. Весьма вероятно, что дальнейшее совершенствование этой схемы позволит отдавать музейные вещи на время и частным лицам, если они будут способны, как господин Шмаков, обеспечивать их сохранность и принципиальную возможность для любого жителя России увидеть их, доехав — сейчас в поселок "Княжье озеро", а в дальнейшем на автобусе от Твери до Торопца.

Татьяна Маркина, Мария Семендяева

"КОММЕРСАНТЪ", 2 ноября 2011 г.

Фото: ИТАР-ТАСС


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования