Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Национал-большевизм как тяга к смерти. Эзотерические корни политического движения


На первый взгляд, идеи национал-большевизма в нашей стране не слишком популярны. У нас вообще с идеями неважно: мы живем в основном чувствами. Вот их-то в национал-большевизме в избытке. Правда, все они сводятся к одному: "Нас, русских, сильно обидели, мы должны взять реванш и показать им всем". "Им" - это Западу, конечно.

Для всякого действия необходимы не только эмоции, но и теоретическое обоснование. Религия в данном случае не подходит, поскольку она учит смирению и любви к ближнему. А вот большевизм с его агрессией - в самый раз.

Газета "Лимонка" и другие издания национал-большевиков, несмотря на всю их непопулярность, представляют, на мой взгляд, огромную опасность для общественного сознания. В них открыто проповедуется человеконенавистническая идеология, смакуется и эстетизируется смерть.

В основе политической философии национал-большевизма лежит незатейливая биологическая модель: у всякого тела должна быть голова, управляющая им. Эта модель экстраполируется на общество, которое рассматривается как большой живой организм. Управлять обществом должны самые лучшие люди - умные, духовные и укорененные в родной почве.

Возникает простой технологический вопрос: с помощью каких политических процедур лучшие приходят к власти? Для национал-большевиков этот вопрос не стоит: они себя возвели в ранг лучших, а остальное - дело решимости и политической воли. В животном мире вожаков никто не выбирает, они сами захватывают власть. Отсюда любовь национал-большевиков к физкультуре, оружию и физической силе.

Захватив власть, они собираются восстановить "подлинную" социально-духовную иерархию, т.е. совершить консервативную революцию. Хотя сверхзадача для них - построение не коммунизма, а "государства Правды", предлагаемая ими система напоминает коммунизм, но только с "добавлением" Бога. Иными словами - псевдотеократию.

Эта простая модель расцвечивается "духовностью", борьбой за высокую нравственность, обещанием порядка и даже свободы, которая здесь вовсе ни при чем. Свобода, как и религия, в данном случае играет роль лишь "вкусовой добавки". Это видно из лютой ненависти национал-большевизма к либерализму, отстаивающему свободу человеческой личности. Запад с его либерализмом объявляется "царством тьмы".

Интересно отношение национал-большевизма к религии. Его сторонники из тактических соображений обычно не выступают против христианства, которое им, как убежденным "силовикам", глубоко чуждо. Ведь христианство на первое место ставит не силу, а правду. По духу им гораздо ближе язычество. Но язычество не простое, а с имперской идеологией.

Особую роль в национал-большевизме играет почвенничество, т.е. мифологема Евразии. Здесь сказывается тяга к Востоку, точнее говоря, к восточному деспотизму.

Родственное этой идеологии евразийство имеет мессианское измерение. Дух Евразии (он же - русский дух) объявляется "осью истории или духовной осью земли". "Неевразийцы", т.е. западники, - деградирующие вырожденцы. Реанимируется древняя мифологема противостояния континентов, борьбы "света с тьмою". Всякое западное благополучие объявляется изменой некоему великому делу.

Основной порок данной модели в том, что одна группа людей должна присвоить себе, по сути дела, божественные функции тотального управления. Много раз в истории это бывало и всегда плохо заканчивалось, но сила завораживает и притягивает, особенно неискушенную молодежь.

Что же тогда противопоставить этой идеологии? Видимо, только ненавистный национал-большевикам либерализм. Ведь если воспринимать богоданную людям свободу всерьез, то ничего другого и не остается! Это прежде всего свобода вероисповедания и другие права человека. Без свободы человек не существует, а есть или раб, или робот. Но где гарантия, что человек не злоупотребит свободой? Гарантий таких нет, кроме образа и подобия Бога в человеке. Есть, конечно, опасность морального разложения при соблюдении внешнего порядка, но при либеральном режиме жесткие границы внешней свободе все же поставлены. Первородный грех существует и при либерализме, который ограничивает его проявления, не претендуя, как нацболизм, на его полное искоренение.

Если оценить по любому социально значимому критерию уровень жизни в демократических странах, то можно увидеть, что промысел Божий, если и действует, то именно здесь. Тоталитарные же режимы ведут к еще большему хаосу и тесно связанному с ним террору.

Можно сказать, что либеральная демократия, у которой нет мессианских глобалистских претензий - это политическая синица в руке, которая в любом случае не даст умереть с голоду.

У национал-большевизма зато есть своя эзотерика. Это - некрофилия, принимающая социальные формы. Игорь Шафаревич в работе "Социализм как явление мировой истории" убедительно показал, что скрытой психологической мотивировкой социализма и коммунизма является стремление к смерти. В этом пессимизме хорошо видна языческая природа национал-большевизма. Ведь известно, что язычество, несмотря на все его дионисийство, именно глубоко пессимистично. С другой стороны, а как же культ здоровья, столь характерный для национал-большевиков? Скорее всего он идет из того же язычества, где очень ценится сила как таковая: "сильный всегда прав, победителей не судят", "есть одно право - право силы". Да и физкультура нужна им потому, что существует и более глубокий мотив: не столько себя защищать, сколько других убивать.

Александр Дугин пишет в своем эссе "Смерти звонкая песнь" (газета "Завтра", # 32 (349), август, 2000): "Мир - это большое пространство умирания... Смерть - архитектор жизни... Смерть смеется, она веселее, чем вы думаете. Ее истинный цвет - желтый, у нее каштановые ногти и большая вилка в сахарном кулачке". Это не литературный образ. Это уже не идеология, это - эзотерическое видение. Сегодня официальный лозунг нацболов - "Да, смерть!". Не случайно поэтому последние книги Эдуарда Лимонова называются "Книга мертвых" и "В плену мертвецов".

Игумен Вениамин (Новик)

21 мая 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования