Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"PRAVDA.RU": Храмы Киева — заложники политики. В украинской столице кипят церковно-политические страсти


В Киеве кипят церковно-политические страсти. Поводом для них стали торжества по случаю 1000-летия заложения Софийского собора, 950-летия Киево-Печерской лавры и борьба за открытие комплекса на месте древнейшего храма Руси — Десятинной церкви. Раскол в украинском православии давно уже сказывается на состоянии древних церквей, многие из которых по воле властей оказались в руках последователей неканонических Киевского патриархата и Автокефальной церкви.

Битва за храмы развернулась на Украине с самого момента распада Советского Союза. И главной ее ареной стал Киев. Древние церкви Матери городов русских и столицы теперь уже независимого государства были самым лакомым куском для самопровозглашенного Киевского патриархата и Автокефальной церкви, стремившихся (часто при поддержке властей и военизированных отрядов националистов) выселить из них священников и прихожан канонической Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Главное "сражение" развернулось как раз за Софийский собор. В прошлом кафедральный собор столицы Киевской Руси начали строить еще при князе Владимире Святом в 1011 году, здесь до сих пор сохранилась усыпальница князя Ярослава Мудрого. Впоследствии его грабили татаро-монголы, поляки передавали воссозданный храм греко-католикам. В итоге он вернулся православной пастве, а свой нынешний вид обрел в 1940 году. В советское время "Софию" превратили в музей, но на закате СССР решили вернуть церкви. И тут началось…

Покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II успел в 1990 году отслужить в нем Божественную литургию, но после появления независимой Украины свои права на храм заявили не признанные другими каноническими организациями Автокефальная церковь, а затем и Киевский патриархат. Пока кипели религиозно-политические страсти, в 1993 году возле алтаря "Софии" засели последователи секты "Белое братство", которых с трудом удалось выдавить оттуда. Затем борьба за Софийский собор опять вернулась в политическую плоскость.

В 1995 году скончался самозваный киевский патриарх Владимир (Романюк). Власти Киева выделили для него участок на престижном Байковом кладбище. Однако последователи Киевского патриархата при поддержке УНА-УНСО попытались провести похороны на территории Софийской площади. Этому воспрепятствовали верующие канонической УПЦ, завязалась драка. В итоге прямо на Софийской площади была наспех вырыта могила, которая сохранилась до сих пор.

Видя, насколько сильно кипят страсти, тогдашний президент Леонид Кучма решил вернуть находящийся в списке сокровищниц ЮНЕСКО храм государству. Был заново организован музей, и только раз в год (в День независимости Украины) в нем проходят молитвы с участием руководителей страны и представителей разных конфессий. В итоге потенциально главный храм Украины не действует, его стены и уникальные фрески находятся в не самом лучшем состоянии. Как, впрочем, и большинство музеев на постсоветском пространстве.

Кроме Софийского собора, сегодня эпицентром страстей является место, на котором раньше стояла Десятинная церковь — один из древнейших христианских храмов на Руси. Его начали строить еще в 990 году (или в 989-м). Как гласит предание, первый раз ее разрушили полчища хана Батыя в 1240 году. Затем церковь отстроили, она простояла несколько веков, пока уже советская власть не приняла решение ее разрушить. Сегодня взору публики, гуляющей между Софийской площадью и Андреевским спуском, может предстать только ее фундамент.

Каноническая УПЦ (Московского патриархата) давно пытается возродить Десятинную церковь, однако ей приходится сталкиваться с сопротивлением и православных раскольников, и чиновников, и националистически настроенных деятелей науки. Проекты нового храма уже есть, но стройка никак не начнется. Депутат Верховной Рады Юрий Мирошниченко предложил создать на месте храма Национальный православный комплекс с монастырем и музеем. Но кому он будет принадлежать? Из-за политики храм никак не воссоздадут.

В подвешенном состоянии находится и Кирилловская церковь, первоначально созданная на окраине древней части Киева в 1140-1167 годах. В позапрошлом веке ее расписывал великий русский художник Михаил Врубель. Свои права на нее предъявила каноническая УПЦ, однако сегодня храм не действует. Там с советских времен расположен музей, входящий в комплекс "София Киевская". Весной этого года группа верующих похоронила возле ограды церкви бывшего настоятеля прихода Кирилла и Афанасия отца Феодора. Музейщики выразили протест, решение о передаче храма верующим до сих пор не принято, изучается вопрос о перезахоронении священника.

Кроме Киевского патриархата, есть на Украине еще и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). К ней принадлежат многие националистически настроенные украинские эмигранты, а на самой Украине ее паства представлена преимущественно жителями западных областей. Тем не менее власти передали ей один из самых красивых храмов города — Андреевскую церковь, построенную в середине XVIII веке в начале Андреевского спуска.

Что же осталось канонической УПЦ? Особое место здесь занимает главная святыня всех православных восточных славян — Киево-Печерская лавра. Едва ли не древнейший русский монастырь был заложен в 1051 году, именно в нем Нестор Летописец писал "Повесть временных лет". На его территории расположены несколько храмов, знаменитые пещеры с останками святых. Несколько раз националисты пытались вывести лавру из подчинения УПЦ, но безрезультатно. Сегодня здесь находится и музей, и резиденция главы УПЦ — митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира.

Из других святынь, которые остаются у УПЦ, отметим один из древнейших храмов Руси — Свято-Ильинскую церковь. По некоторым данным, она даже древнее Десятинной — во всяком случае, Нестор Летописец упоминает о ее существовании еще в середине Х века — то есть до того, как Русь приняла христианство. Храм закрыли в 1931 году, но после Великой Отечественной войны вновь открыли. Из других святынь УПЦ следует отметить Свято-Троицкий храм и Крестовоздвиженскую церковь на Подоле (в ней крестили великого писателя, коренного киевлянина Михаила Булгакова).

Религиозная жизнь Киева (да и всей Украины) тесно связана с политикой. Увы, от этого страдают храмы, многие из которых находятся не в самом лучшем состоянии. Но, как видно, сражения на церковно-политическом фронте продолжаются. И явно закончатся не скоро.

Вадим Трухачев

"PRAVDA.RU", 26 сентября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования