Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ И ПРАВО": Мир, дружба, тандем. Церковные комментарии к прошедшим выборам президента


Мировоззрение отца Всеволода основано на вполне продуманных и важных для России идеях о поддержке традиционного уклада, образа жизни, религии, консерватизма в политике и неприятия западной демократии в полном ее объеме. Для Церкви естественно отстаивать самобытность и консерватизм. Однако в исторической перспективе яркие высказывания отца Всеволода вполне могут быть восприняты как символ некоторого цинизма и сервилизма РПЦ 2010-х годов, тогда, когда уже сама РПЦ активно вступила в политическую борьбу и нащупывает свое идейное пространство в конкурентной среде.

Церковь, безусловно, поддерживает тандем Путина и Медведева, как раньше, так и сейчас, а поэтому не было сомнений в том, что представители патриархии одобрят любое решение, которое будет принято наверху, в том числе и на съезде партии "Единая Россия" 24 сентября, где разрешилась интрига медведевского президентства, и оно досрочно стало путинским. Путин – будущий президент, а Медведев – глава партии и возможный будущий премьер – произошедшую передачу власти от одного к другому глава Синодального отдела РПЦ МП по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО МП) протоиерей Всеволод Чаплин назвал мирной и даже дружеской.

Самое интересное, что с этим не поспоришь – все, действительно, формально так и происходит, порядок и традиции последних 12 лет не нарушаются. Как отметил и сам Путин, "У нас в последние годы сложилась практика, согласно которой предвыборный список "Единой России" возглавляет президент. Считаю, что не нужно эту традицию нарушать".

Медведев же подчеркнул, что это "глубоко продуманное решение", которое, с его слов, было принято "еще в тот период, когда сформировался наш товарищеский союз". У кого после этого повернется язык сказать, что все прошло не по-дружески? Тем более, что в ближайшее время мы и не знаем, что творилось за кулисами.

Серьезность и пафосность оценок отца Всеволода Чаплина на фоне многочисленных комментариев в интернете и народных анекдотов про тандем даже несколько обескураживает. Однако все же невольно проникаешься доверием и почтением к остроумию того, кто придумал великий общероссийский дресс-код.

Перед историками протоиерей Всеволод Чаплин поставил важный вопрос: "Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить". Однако, можно в истории России вспомнить один подобный эпизод – на станции Дно в 1917 году, так же мирно и по-дружески, после некоторого обсуждения, подписал отречение император Николай II. Он сделал это ради страны. И это пример нравственности в политике.

Люди, жившие в советское время, могут позавидовать тому, что две политические фигуры меняются и не надо ждать смерти руководителя страны, чтобы он перестал быть главой – у него есть друзья, которые так же на время становятся руководителями.

Церковь в лице отца Всеволода Чаплина благословляет вертикальную систему управления страной, завязанную на одном человеке. В данном случае глава синодального отдела потворствует самым дремучим народным стереотипам о добром царе (царях) – "в стране, где от человека, возглавляющего вертикаль власти, зависят мир, благополучие и даже жизнь миллионов людей, передача власти должна быть максимально ответственной, должна исключать лобовые столкновения не просто личностей, а больших социальных групп, которые эти личности могут подтянуть на свою сторону".

При этом очевидно, что нравственное обоснование тандема представителем Церкви совсем не основано на каких-либо ценностях, вернее, не воспитывает никаких ценностей в гражданском обществе. Благословляется система, которая в перспективе ведет в никуда и не может продержаться к примеру более, чем 12 лет или 24 года. Рассуждения о нравственности напоминают гегелевскую фразу, которая в российском контексте, получается, звучит так: все действительное нравственно, но не наоборот.

Дискуссии автоматически становятся безнравственными в рамках такой конфигурации. Как отмечает отец Всеволод, "вместо ожесточенной борьбы за власть (которая имеет место даже в тех странах, которые пытаются учить нас "цивилизованной жизни") у нас действует дух мирного и нравственно обоснованного сотрудничества политиков, который всегда лучше конфликтов и противоречий".

Мировоззрение отца Всеволода основано на вполне продуманных и важных для России идеях о поддержке традиционного уклада, образа жизни, религии, консерватизма в политике и неприятия западной демократии в полном ее объеме. Для Церкви естественно остаивать самобытность и консерватизм. Однако в исторической перспективе яркие высказывания отца Всеволода вполне могут быть восприняты, как символ некоторого цинизма и сервилизма РПЦ 2010-х годов, тогда, когда уже сама РПЦ активно вступила в политическую борьбу и нащупывает свое идейное пространство в конкурентной среде. При этом яркие оценки и высказывания представителей Церкви формируют и усиливают ее публичный образ (гротескность этого образа - явление временное и проблема восприятия РПЦ со стороны самого общества), а также помогают играть политическую роль главной гражданской силы.

Изменятся ли в свете последних решений партии религиозная политика и государственно-церковные отношения? Неправославные смогут добиться ровно столько, сколько сил они применят для этого в публичном пространстве.

А вопрос о потенциальном изменении, возникновении даже каких-либо нюансов в отношениях государства и патриархии при будущем тандеме – скорее риторический. Все будет зависеть от политической ситуации, когда Путин может сыграть в медведевском амплуа в каких-то сферах, но вряд ли Медведев начнет играть в Путина.

Отличия в отношении Путина и Медведева к РПЦ существуют: первый использовал православие для укрепления государственной идеологии Русского мира, второй делал акцент на социальной роли Церкви и поддерживал почти все инициативы патриарха Кирилла. Стоит согласиться с Главой Ассоциации православных экспертов Кириллом Фроловым, что Церковь только выиграет от укрепления отношений и с тандемом, и что троица – Путин, Медведев и Кирилл – будут действовать более или менее сплоченно (вопрос о том, как они будут модернизировать Россию, пока фактически открыт).

И то, и другое более чем устраивает Церковь, которая стремится в том числе с помощью чиновничества укрепить свои позиции в обществе. Несмотря на свою информационную и законодательную активность в последние годы, Церковь остается традиционной консервативной структурой, которой в целом не нужны выборы, предвыборная борьба, бурная политическая конкуренция и демократия в ее практическом смысле. Во-первых, потому, что демократизация в обществе неизбежно затронет саму РПЦ (и это уже происходит), и высветит негативные стороны жизни Церкви или вообще отсутствие некоторых ее социальных функций. Во-вторых, идеология большинства священнослужителей, епископов и священников остается антидемократической, направленной на соблюдение традиций и обычаев, а не законов и демократических механизмов. Псевдомонархическое представление о России среди духовенства (о том, что это наше традиционное – чтобы во главе был царь, а мы в гармонии с ним идем строить Святую Русь с нашей самобытностью) действительно делает нравственно обоснованными игры тандема, какими бы жестокими внутри они ни были, куда бы они в концов не завели бы страну. Никому и ничего не докажешь, потому что во всем будет виновата либеральная интеллигенция.

Конечно, Россия никогда монархию более не воспримет, а к тандему относится совсем не как к Царю или к Царям, а с насмешкой, подозрением и интересом. Граждане следят за подковерной игрой наверху, как за актерами в масках в театре Кабуки – все масштабно, оригинально, и хочется мучительно понять,что же они хотят нам всем этим сказать. Все мирно, дружно и нравственно, но это не реальность, это только спектакль, который, похоже, будет длиться, пока не разрушится само здание театра.

Роман Лункин

"РЕЛИГИЯ И ПРАВО", 27 сентября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования