Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СОВРЕМЕННОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ": Старообрядческий священник Александр Панкратов скрупулезно подсчитал "небылицы" в некоторых сериях фильма "Раскол"


"Раскол", серии 11 и 12

(...)

- в самом начале, оканчивая службу, Никон молится 3 поклона и сразу говорит людям в храме "Богу помолясь". А перед тем надо ещё сказать молитву Исусову и услышать ответ народа "Аминь";

- при сем патриарх в каком-то странноватом облачении, саккосе без свешивающегося сзади конца омофора. И вообще, замечу, архиереи, как правило, к концу службы снимают саккос и пр., оставаясь лишь в соборной мантии, епитрахили, поручах и клобуке;

- говоря с Никоном, старец Григорий (Неронов) называет богослужебную литературу уменьшительно - "книжки". В реальности он вряд ли допустил бы такое уничижение КНИГ. Страдал же по сути за них;

- насколько помню, фраза про старые и новые Служебники "обое добры" была произнесена Никоном уже после его лишения патриаршества, т.е. где-то позднее 1667 г., а не в беседе с Нероновым, когда "крайний святитель" был вполне "в силе". Замечу здесь, что сам Никон после своей реформы по-старому так и не служил, вопреки мнению некоторых наших современников;

- сидя за столом, Никон обмакивает нечто в солонку. Он, может, так и делал. Но у многих старообрядцев это считается неприличным и даже подражанием Июде, про коего Господь сказал: "Омочивыи ... в солило, той предаст Мя". Впрочем, вдруг автор кино это знал и специально "провёл параллель"?:)

- в келье Никона в красному углу икона Спасителя явно 2-й пол. XIX в.;

- в ещё одном эпизоде УЖЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ церковной службы протодиакон не произносит возгласа "Благослови владыко" перед "Благословен Бог", а Никон говорит по-старому "вО веки веком" вместо нового "во вЕки веков";

- после реформы почти все иноки - в дониконовских одеяниях, без новых "рогатых" клобуков. Тогда как они были введены практически сразу, в начале преобразований, по случаю чего Аввакум написал особое "Слово";

- в алтаре иноки ходят в клобуках (каптырях), тогда как по Уставу при входе туда их положено снимать, оставаясь в камилавках (скуфьях), что под ними;

- согласно источникам, отрекшись от кафедры, Никон ушёл из Успенского собора в одежде простого инока, без соборной мантии с источниками и белого клобука. В фильме почему-то не так;

- эпизод с критикой Ртищевым новых книг перед царём: боярин не знает славянских ударений, говорит "дАровать" вместо "даровАть". И вообще момент странноватый: царь вроде бы соглашается с неудачностью "справы", тогда как в источниках ничего читать о подобном не приходилось. Да и вся дальнейшая политика Алексея Михайловича отнюдь не давала и малейшего повода усомниться, что государь однозначно за реформы, да ещё как;

- хороня в пути сына Корнилия, Аввакум произносит священнический отпУст литии, будучи без облачения, что является серьёзным нарушением Устава. Который реальный протопоп, как известно, старался ревностно исполнять.

А вот последний эпизод 12-й серии порадовал :) (...)

"Раскол", серии 13 и 14

- непонятный эпизод с пострижением в иноки воеводы Пашкова: что-то не припоминаю его, да и не имел права Аввакум, как "белый" священник, совершить пострига. О том, что это может делать только священноинок (в крайнем случае, простой инок), прямо сказано в правилах (напр.,в Номоканоне при Большом Потребнике патр. Филарета);

- на молитве Аввакум стоИт не по-старообрядчески, расставя ноги, молится не по книге, а своими словами... хотя слова и неплохие, в мирском смысле;

- в сцене суда Евангелие на аналое (для целования) лежит лицевой крышкой переплёта вниз, тыльной вверх;

- когда Аввакум вернулся из Даурии в Москву, ему говорят, что, мол, за службу и по старым книгам "не ругают". Что-то не припомню такого;

- что-то часто Аввакум небрежно крестится :(

- благословляя, он говорит "отроке Иване", вместо церковного "Иоанне";

- не совсем верно представлены отношения Аввакума и царя Алексея после возвращения первого из Сибири. В фильме царь якобы разрешает молиться по-старому, приглашает в справщики Печатного двора. А мне помнится, было попроще и "покруче": звал государь протопопа ни много ни мало ... в свои духовникИ (!). Но с одним условием: принять реформу, отказаться от старины. Аввакум на это не пошёл, ну и ... понятно что;

- очень странное намерение протопопа назвать очередного сына в честь ... умершего воеводы Пашкова, якобы им постриженного. В честь святых принято всё же нарекать чад, а не в память о ... знакомых, так сказать;

- название праздника "Рождество" Аввакум произносит по-никониански. В старом же варианте в этом слове нет буквы "д";

- сомнительно, чтобы Аввакум трапезовал с новообрядческим епископом, хотя бы и благословя по-старинному "ястие и питие";

- просфора предлагается для потребления, конечно, до еды, а не во время её, как показано;

- перед собором восточных патриархов Никон говорит, что-де рукоположен Константинопольским, потому те не имеют права его судить. Но это абсолютно не так: в митрополиты (собственно, в архиереи) 11.03.1649 его ставил гостивший в Москве патр. Паисий Иерусалимский, а на патриаршей хиротонии 25.07.1652 так и вовсе не было греческих епископов, её возглвлял Казанский митрополит Корнилий;

- сомнителен привод на суд восточных иерархов колодника в цепях и лохмотьях. Обычно старались не портить общую благостную картину церковных соборов такими зрелищами, зачитывая от подобных узников лишь письменные показания;

- при встрече в темнице Аввакум как-то странно "благословляет" боярыню Морозову, трижды по воздуху. В старообрядчестве такое не принято, скорее всего, и протопоп тако не творил;

- приговаривая Никона к лишению сана, все говорят: "Низвергнуть". А надо "Извергнуть",в этом слове нет буквы "н". (...)

"Раскол", серии 15 и 16

- на суде у восточных патриархов поп Лазарь говорит о некоем "огненном испытании" Евангелия перед Крещением Руси. Мол, не сгорела св. книга, и тогда крестились. Что-то не припоминаю подобного в "Повести временных лет" и др. источниках;

- греки беседуют между собой о том, что царь Алексей, а не ещё кто-то, хочет создать всеправославную державу. Но это же их инициатива, и в одной из первых серий было показано, как заезжий архиерей с Востока говорит государю, мол, "владеть будеши Цареградом"! Как-то не получила развития сия исторически достоверная линия,что всё это было грандиозной провокацией Запада через агентов влияния - греков, с целью вовлечь Россию в т.н. "Священную лигу" - антитурецкую коалицию европейских государств :( Может, это ещё "всплывёт" в оставшихся сериях?

- Аввакум благословляет подошедшего на улице по-никониански, говоря: "Во имя Отца,и Сына, и Святаго Духа" :(

- на Соборе царь называет его "ОсвящЁнным", тогда как в славянском яз. в принципе нет буквы "ё";

- там же никониане именуют протопопа АввАкум, хотя в пореформенном варианте в этом имени др. ударение - АввакУм;

- тот же протопоп говорит "предтечами", а по-дораскольному - "предотечами";

- 50-й пс. Аввакум читает с ошибками :( А уж его-то грамотные люди на Руси с малолетства наизусть знали, как оно и теперь в старообрядчестве;

- соловецкие иноки надевают части своих одеяний, имеющие сакральное значение - мантию и клобук, как простые детали одежды, не крестясь, не целуя их в положенные места, не произнося установленных для того молитв:(

- при встрече с диаконом Феодором протопоп Аввакум приветствет его как равного пО чину. А должен бы благословить, как старший младшего;

- ссыльный Никон построил себе в Ферапонтове по сути дворец, подробно описанный в источниках. В фильме же у него какая-то скромная изба;

- реальное содержание переговоров Никона с посланцами Разина - одна из тайн истории, протоколов, понятно, не велось. Поэтому показанное в кино - скорее всего, авторский вымысел. Но точно известно, что Разин распространял в народе слух, будто Никон бежал к нему из м-ря и они вместе идут на Москву мстить царю и боярам;

- болящая царица Мария Милославская не крестится перед тем как испить кваса. Вряд ли достоверная деталь:(

- юродивый почему-то бритый :(

- Никон НИКОГДА не заковывался в цепи, не Аввакум же! Вероятное желание авторов хоть в опале как-то уровнять их понятно, но данные истории иные;

- сохранилось немало портретов царя Алексея Михайловича той эпохи, что показана в фильме. На всех он весьма тучен, даже обрюзгл. А в кино государь всё какой-то молодой да подтянутый. Понятно, что трудно столь изменить одного артиста. Но, быть может, было можно подбрать другого?

- в фильме Никон отказывается от царской милостыни в 500 р. В реальности же постоянно засыпал его челобитными, прося ещё и ещё денег, они сохранились и давно опубликованы. Да и как-то слабо о западничестве Алексея Михайловича: увлечении театром, повальной польской моде при дворе и т.п. Только царевич Алексей по-латыни читает, и всё, а там ведь уже очень много чего такого было. (...)

"Раскол", серии 17 и 18

- на венчании царя и Натальи Нарышкиной облачения священства совершенно дониконовские, а пение опять не соответствует представленному на экране моменту Чина;

- очень неудачное пение при показе ферапонтовских фресок Дионисия. Вообще досадно, что ни одного (!) песнопения в фильме не звучит в исполнении нормального, мощного мужского хора, как следовало бы :(

- Никон, конечно, знал Житие преп. Ферапонта белоезерскаго;

- старый инок, с коим б. патр. беседует в монастырском соборе, вряд ли бы назвал своё имя по-реформированному, СоломОн. Дораскольный вариант - СолОмон;

- странно, что боярыня Морозова перед арестом - не в иноческом одеянии, с цветным платком на голове, да ещё заколотым богатой брошью;

- едя по улице, она кричит народу о "знамЕнии". А должна бы о "знАмении" (уже второй раз замечаю этот "ляп");

- какой-то хлипкий крестик ставит Никон близ Ферапонтова м-ря. Авторы фильма, кстати, как-то забыли упомянуть, что остров, на коем поставили крест, был насыпан посреди озера по приказу Никона монастырскими крестьянами. Такой вот был "безвластный узник";

- вряд ли вино держали в глиняных горшках, чай, не коровье молоко :) Вообще кол-во вина у опального патриарха измерялось вёдрами. Так, только на 1674 г. ему от царя, т.е. из казны, выделили "10 ведер вина церковного, 10 ведер романеи, 10 ведер ренского" (Бриллиантов И. Ферапонтов Белоезерский монастырь, место заточения патриарха Никона. СПб, 1899.С.187). Не скучал чтобы он там, наверное;

- смягчена сцена разговора арестованной боярыни Морозовой с патриархом Питиримом. Насколько помню по её Житию, она не только отказалась от помазания от его руки, но и плюнула ему в лицо;

- показано, как поднимают на дыбу Евдокию Урусову. Но с Морозовой проделывали то же самое, причём вроде бы ещё и не один раз;

- среди заступающихся за боярыню показана ... царевна Софья Алексеевна, в реальности никогда симпатий к староверам не питавшая. Более того, впоследствии явившаяся одной из лютейших гонительниц, издавшей в своё правление печально знаменитые драконовские "12 новоуказных статей о раскольницех";

- когда боярынь увозят в Боровск, те почему-то говорят, что в Пафнутьев монастырь. Там вообще-то одно время сидел прот. Аввакум (что вовсе не отражено в фильме), но ко оным страдалицам обитель отношения не имела - монастырь-то всё же мужской. Потому и держали несчастных женщин не там, а в городской крепости, близ воеводского двора;

- показана казнь под окнами царского терема, чего никогда не бывало: Кремль считался священным местом, его не поганили такими действами. Для этого были другие места: край рва у Спасской башни (где теперь мавзолей Ленина и пр. сов. некрополь:)), "Болото" (ныне Болотная пл. на Балчуге), иногда приговорённых вывозили зА город и т.д. Но не в Кремле же!;

- Иоаким, будущий патриарх, был в Киеве не простым монахом, как говорит в фильме Никон, а настоятелем Межигорского монастыря;

- приходится вновь и вновь повторять: да не называл Никон царскую милостыню "иудиными дарами", брал вовсю, да ещё мало казалось, постоянно писал государю и просил ещё! Ну вот пожалуйста, только одно такое письмо: "В нынешнем 176 (1667) году ... приходил ко мне богомольцу вашему Стефан Наумов (посланник от царя - о.А.П.) и говорил мне ... чтобы я ... тебе великому государю подал благословение и прощение, а ты государь богомольца своего милостию своею ... пожалуешь; и я смиренный тебя ... благословляю и прощаю" (Бриллиантов И. Указ.соч.,с. 149-150). Причём милостыню царь давал не только деньгами и съестными припасами, но и крепостными "людишками". А Никон ещё смотрел, "добрЫ ли" в услужении,и далеко не всех принимал, многих отсылал обратно, нередко подвергая за нерадение телесным наказаниям (Там же, с. 188-190, приводятся весьма красноречивые конкретные примеры). Да, пожалуй, жизнь Никона в ссылке - наименее достоверный из изображённых в сериале исторических сюжетов :(

- насколько помню, боярыню Морозову и ДВУХ её соузниц (в фильме почему-то нет третьей, Марии Даниловой) сразу поместили в земляную тюрьму в Боровске, а не только когда выяснилось, что они получали письма от Аввакума;

- боярыня неверно молится за почившую сестру Евдокию, говрит "Помяни", как будто та инокиня, а надо "Покой", т.к. она быля мирянкой. И вместо "причастницу" говорит "приучастницу"; уж могла бы актриса в любой староверский молитвенник поглядеть;

- никакой архиерей не посещал Морозову в заточении и не обещал чести от царя за отказ от старой веры, это авторский вымысел. По Житию, присылали к ней однажды только какого-то никонианского старца (вероятно, иеромонаха), но тот не стал её разубеждать,а только поклонился в землю да и ушёл. Видать,и сам сочувствовал страдалице;

- царь и патр. Иоаким говорят о дозволении людям дома молиться по-старому. Между тем именно этот патриарх соборным решением 1682 г. запретил молиться по-дораскольному в частных домах. Так что вряд ли такая беседа могла быть в реальности. (...)

"Раскол", серии 19 и 20 + итоговое обсуждение

Примечательно, что окончание киноэпопеи пришлось на день памяти одного из священномучеников за древлее благочестие - Даниила, протопопа костромскаго...

Теперь "придирки" и реплики:

- не помню, чтобы со смертью царя Алексея облегчалась участь старообрядцев;

- слуги Никона читают надпись с датой на кресте, вместо "лета" говорят "года";

- на самом деле Никон не раз и не два письменно прощал царя, надеясь на возвращение былой милости. Одно из таких писем уже цитировалось в предыдущем пОсте, посвящённом сериалу;

- нет данных, что Никон не поминал в молитвах патр. Иоакима;

- царь Фёдор представлен чуть ли не либералом-реформатором. На самом деле он лишь укрупнил Приказы (министерства того времени), объединив близкие по функциям, а местничество отменил (о чём в кино, правда, ни слова) лишь для упрощения командного механизма, в первую очередь в армии. Нечего, мол, считаться с заслугами предков тех или иных бояр и дворян, пусть исполняют приказы без оглядки на родовитость и пр. Либерализация это или, напротив, ужесточение - ещё большой и отдельный вопрос. Совершенно не отражено, что первой женой (он за 20 лет жизни умудрился быть 2жды женатым) царя была полячка Грушецкая, оттого при дворе господствовала польская мода и вообще западные обычаи, включая одежду. Да, и что это в сериале государи и Алексей, и Фёдор - блондины, этакие "русачки"? Первый, судя по прижизненным "парсунам", - брюнет, второй - как минимум шатен... Слабо проработанный и немало идеализированный образ, в общем :(

- сказано что в Кирилове м-ре у Никона было лишь 3 слуг. На самом деле с ним жили два келейника, трое служек, повар и "приспешник" (Бриллиантов И. Ферапонтов Белоезерский монастырь, место заточения патриарха Никона.СПб,1899.С.226). Любопытная цитата оттуда же: "Стол для него велено было готовить ЛУЧШИЙ, ЧЕМ ДЛЯ БРАТИИ, НЕ ТОЛЬКО В РАЗРЕШЕННЫЕ, НО И В ПОСТНЫЕ ДНИ, также велено было давать ему "ПИВО И МЕД ДОБРЫЕ ПО ЕГО ПОТРЕБЕ". "Тяготы заточения", так сказать. Но,как уже говорил намедни, в кино эта тема как-то обойдена;

- и Пётр-то малый, будущий "Великий", у них блондинчик, это уж "ни в какие ворота":(

- эпизод с "подмётными грамотами" и дёгтем на гробнице - чистый вымысел. Грамоты с Ивана Великого разбрасывали во время 1-го стрелецкого бунта, "Хованщины", уже после сожжения Аввакума и иже с ним, а поводом к этой казни послужило последнее, очень дерзкое письмо протопопа, окончательно понявшего, что возврата к древлему благочестию уже не предвидится, к царю Фёдору. Кстати, в кино могли бы его и процитировать. Неужто побоялись?:)

- вряд ли иноки из окружения Никона носили дораскольную одежду и клобуки;

- в конце пребывания в Кирилове Никон ПРИНЯЛ СХИМУ. Что из фильма отнюдь не явствует;

- сцена благословения братии перед отъездом источниками не подтверждается;

- Никон умер в Ярославле, немного не доехав до Москвы. А в кино вообще непонятно, где это было;

- на службе при царе Фёдоре звучит... дораскольное унисонное пение. А в дониконовских богослужебных эпизодах его почему-то нет :(

- изображается служба на Богоявление, но поют "Достойно есть", а не праздничный задостойник;

- надписи на "подмётной" бересте - с явными орфографическими ошибками. Писавшие их Аввакум со товарищи были отнюдь не столь невежественны;

- из источников ничего не известно о заступничестве за пустозерских сидельцев царицы;

- она к тому же неверно цитирует Евангелие, говоря, что надо прощать "седмижды седмицею" (7х7 раз), а там "седьмдесят крат седмерицею" (70х7);

- фантастичен эпизод с посылкой царём гонцов с приказом об отмене сожжения Аввакума и прочих. По легенде (а не по источникам, замечу) такое было с осадой Соловецкого монастыря: приказали снять, а обитель-то уже взяли, и два гонца с противоположными вестями встретились в Вологде. Но этого в нашем кино нет, однако сей сюжет зачем-то перенесли на другой исторический момент;

- Аввакум, по преданию, предсказывал, что Пустозерск "засыплет песком", а не что он зарастёт непролазной травой, как в фильме. Вообще-то за Полярным кругом высокая трава в принципе не растёт:)

- едва ли при сожжении узников ещё и привязывали к столбу, по-западноевропейски. Из сруба и так не выйдешь;

- вряд ли стрельцы ослушались бы приказа запалить сруб. Так ведь и самим можно там оказаться;

- очень неуместное "строчное" женское пение при сцене казни страдальцев:(

- по преданию, Аввакум и из пламени поднимал руку с двуперстием и призывал православных держаться его. Чего в фильме, однако, нет;

- на одном из явно декоративных "храмов" в киношной "Москве" сделали "Деисус" с иконой Богородицы в центре, как будто Она - Божество:(

- финальная сцена с юным Петром, конечно, сильна. Но вряд ли был допущен барабанный бой в центре столицы в день кончины государя.

Да, и линия вовлечения России в антитурецкую коалицию оказалась НИКАК НЕ ОТРАЖЕНА :(

Тогда как именно при Фёдоре Алексеевиче это было наиболее явственно, велась прямая война с Османской империей за часть Украины. Гетман Дорошенко там в основном на стороне турок выступал, кстати. Наверное, следовало бы хотя бы сказать об этом, в развитие темы переменчивости Хмельницкого, отражённой в предыдущих сериях.

В общем и целом, конечно, сериал вполне мог быть лучше,и намного. Но и тот, что реально получился, считаю, всё же имеет больше достоинств, чем недостатков. А какая дискуссия вокруг него развернулась! Сразу видно: задели за живое:)

Священноиерей Александр Панкратов,

"СОВРЕМЕННОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ", 21 сентября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования