Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"RELIGARE": Союз креста и капитала не состоялся. Рождение Социально-консервативного союза обошлось без участия РПЦ МП


В Москве прошла конференция (17.09.2011), на которой под руководством Юрия Шувалова был создан новый идеологический орган "Единой России" – Социально-консервативный союз.

Предыдущая попытка оформить идеологическую платформу "ЕР" вызвала у ряда наблюдателей ироническую реакцию. На этот раз конфуза не случилось, поскольку экзотических предложений вроде "создания новой религии" не прозвучало. Тем не менее, попытка скрепить и освятить новое идеологическое начинание авторитетом Русской Православной Церкви, как и предсказывали многие наблюдатели, не задалась. Хотя намерения были.

Больше года назад в среде единороссов, называющих себя консерваторами, начались разговоры о "православном фундаменте модернизации". Затем от этой идеи – видимо, под давлением модного ныне курса на антиклерикализм – старательно открещивались. И вот теперь, когда проект "Правого дела" потерпел крах, перед самыми выборами пришлось резко поворачивать штурвал в сторону. В противном случае правым флангом вновь становится сама "ЕР", что в планы партии большинства наверняка не входит. Но можно ли так быстро поменять коней на переправе – еще большой вопрос. Во всяком случае, оседлать РПЦ и использовать ее ресурс для своих целей у Юрия Шувалова и его соратников пока, похоже, не получилось. Хотя широко анонсированная в шуваловских пресс-релизах триада "Вера, Труд, Капитал" требовала обоснования на деле. Ведь эти три составляющие на практике совместимы с большим трудом и лишь выдают желание объять необъятное.

По прошествии учредительной конференции СКС наблюдатели отмечают: интерес РПЦ МП к новому Союзу в большей степени номинальный. Об этом свидетельствует полное отсутствие знаковых фигур из патриархии в президиуме и в зале. А также крайне скупое упоминание со стороны самих эскаэсников о роли православия в проекте нового консерватизма. Из чего с неизбежностью следует, что большого практического смысла в сближении с СКС для самой Церкви сегодня нет.

Вообще по свидетельствам очевидцев, разговор на конференции с православных позиций на социально-политическую тематику в основном ограничился выступлением публициста К. Фролова, который предложил партии "Единая Россия" прямую поддержку на выборах в обмен на содействие реализации "Программы-200". Это предложение выглядит сомнительным по двум причинам. Во-первых, Фролов не предьявил мандата из Чистого переулка выступать от имени всей Церкви. Во-вторых, официальная предвыборная позиция РПЦ всегда состояла в том, что она поддерживает контакты со всеми партиями и советует пастве лишь одно: идти на выборы. При этом сами зачинатели СКС – Шувалов и Исаев явно не готовы сегодня говорить о православных приоритетах. О самом православии они упоминают только как об одной из очень длинного списка "консервативных ценностей". Таким образом, союз Капитала, Труда и Креста выглядит весьма проблематичным. Золотой телец, рабочий конь и лань не хотят впрягаться в одну повозку...

А между тем встречные шаги светского и православного сообществ – тема актуальная. Несмотря на популярность Макса Вебера, не только российский обыватель, но и политический интеллектуал не всегда понимает, насколько тесно религия связана с общественными устроениями. В ходе истории отречение от религии неизбежно порождало целую систему гражданских культов вроде культа разума, абстрактного гуманизма, политкорректности, или – да-да, все той же модернизации. Даже в СССР в явно чуждом контексте невольно воспроизводились элементы православной парадигмы. Светская этика в любом случае складывается на тех или иных верованиях. Вопрос лишь в том, каковы они. И счастлива та нация, верованием которой остается традиционная религия.

Возвращаясь к дискуссиям вокруг идеологической платформы СКС, нельзя не отметить их отчетливую эклектичность. Бесспорно, магия слова "консервативный" до известной степени объединяет соратников Юрия Шувалова. Но стоит тому же Андрею Исаеву выдвинуть тезис о том, что "консерватизм – это уважение традиций большинства", как это уже вызывает отторжение со стороны самих членов новорожденного Союза и выражается весьма обтекаемыми формулами вроде: Россия – страна одновременно православная, светская, многоконфессиональная, евразийская, европейски ориентированная, но с суверенной демократией...

О консерваторах прошлого в диапазоне хотя бы от Победоносцева до Столыпина эскаэсовцы практически не вспоминают. Нет ответа и на самый простой вопрос: что именно консервировать сегодня, когда страна стремительно деградирует? Самое деградацию? А на повестке дня, между прочим, – развал научного сообщества, системы образования и оборонзаказа, наступление на социальные права, сохранение сырьевой экономики...

Сегодня на "правом" фланге с увольнением Михаила Прохорова и развалом "Правого дела" наблюдается коллапс. И действительно есть уникальная возможность совершить поворот в сторону традиционных ценностей, начать делать здравые политические шаги. Но для этого необходимо порвать с прежней, порочной системой принятия решений. Ведь консерватизм – это не только "суверенная демократия", это и суверенная экономика. Освобожденная от влияния транснациональных финансовых центров, от кабальных зависимостей, питающаяся внутренними инвестициями. Только в условиях такой экономики возможна реальная модернизация – продуманный научно-технологический рывок, а не игра в гаджеты и "инновации" вроде гибкого кристаллического экрана и очередной порции чистой воды. К сожалению, подобным образом социал-консерваторами вопрос не ставится, этим занимаются... леваки из Справедливой России.

Наблюдая эти блуждания, в очередной раз понимаешь: светскому обществу без влияния социальной концепции Церкви и традиционной православной этики не обойтись. Ведь, в конце концов, у каждого государства свой, исторически сложившийся тип светскости. Если мы хотим сохранить себя как целое, то должны понять: конфессии в составе государства могут быть разными, а светская этика – только традиционной. То есть, в случае России, православной. И никуда мы от этого не денемся. В ином случае обществу грозит распад, чего господа единороссы никак не хотят понять. Потому и пытаются запихнуть веру, труд и капитал в одну корзину.

Александр Щипков

"RELIGARE", 20 сентября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования