Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": О методах Зазеркалья: принципы дискуссии. Страшно и больно, когда лжи и двойным стандартам удаётся проникнуть в жизнь Церкви


Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.

Притч.11:4-6

Листая тексты тех, кого принято называть светом Русского Мира, не перестаёшь удивляться той призме, через которую преломляется мировоззрение иных апологетов. А порой и вовсе не веришь в реальность происходящего… Приходилось уже писать о применении двойных стандартов в жизни Церкви и, в частности, том как они применяются в отношении Украины. Однако в этом году, как кажется, двойственность достигла и вовсе каких-то чудовищных размеров. Затронем несколько симптоматических принципов.

1. Обвини другого в придуманном тобой заговоре

Приписывать кому-то другому собственные страхи – принцип достаточно старый, и в истории часто можно встретить его применение для достижения собственных интересов. Например, в 1939 году гитлеровская Германия обвинила Польшу в… агрессии против Германии и нападении на немецкую радиостанцию в Глейвице, а вторжение в Польше, следовательно, объявлялось как "вынужденная реакция против вероломного нападения Польши" (на самом деле нападение было инсценировано самими немцами; нападали переодетые в польскую форму эсэсовцы во главе с Отто Скорценни).

Говоря об отечественной церковной истории, можно вспомнить торжества, посвящённые 1020-летию Крещения Киевской Руси, прошедшие в 2008 году в Киеве. Опасаясь, что мероприятие может дать старт объединению украинского православия и реальному уврачеванию раскола, светочи "незыблемого единства с Москвой" наперегонки сочиняют сценарии триллеров об антиканонических деяниях и прочих ужасах, которые неотвратимы и непременно произойдут. В российских СМИ разворачивается кампания по дискредитации Вселенского Патриарха Варфоломея, который именуется "стамбульским патриархом". Доходит до того, что патриарх Алексий II срочно рассылает письма предстоятелям и представителям поместных церквей, собирающимся в Киев: "Мы с глубоким сожалением вынуждены просить Ваше Святейшество воздержаться от личного участия в предстоящих торжествах, дабы факт Вашего присутствия не был истолкован как проявление поддержки антиканонических деяний". Но мероприятия прошли, а ни один из детально описываемых триллеров не воплотился… "Прозорливцы" в очередной раз были уличены во лжи и посрамлены. Впрочем, история ничему не учит, и всё те же "прозорливцы" генерировали новые сценарии очередных триллеров.

Подобная участь постигла и прошлые Соборы УПЦ. Какие только сценарии-триллеры ни обнародовали доблестные ревнители. Случались и курьёзы. Так, протодиакон Андрей Кураев вероятно так долго думал об арх. Александре (Драбинко), что в какой-то момент не просто поведал миру сценарий очередного триллера: "24 декабря новый архиепископ будет введен в состав Синода УПЦ и назначен на пост Управляющего делами УПЦ вместо архиеп. Митрофана", но и представил всем объект своих мыслей, как управляющего делами УПЦ. Не стал исключением и прошедший в июле этого года Собор УПЦ, который также вдохновил "сценаристов" и "пророков" всех мастей, которые объявили, что главной целью Собора есть объявление архиеп. Александра (Драбинко)… местоблюстителем митр. Владимира. Разумеется, этот "факт" также объявляется "совершенно достоверным" и "несомненно осуществившимся". Что ж, таково свойство лжепророчеств… а ежели реальность противоречит "пророчеству", то тем хуже для реальности.

Пророки Зазеркалья пророчествуют, собственно, обо всём, что находится вне его пределах. Так, "пророчества" и "достоверные факты" сыпались и в адрес Собрания предстоятелей древних патриархатов, только что прошедший на Фанаре под председательством того, кого "лучшие люди" Московской патриархии неизменно именуют "стамбульским патриархом", сыпались они и в адрес друг мероприятий… Каждое из них обрастало новыми и старыми страшилками, и именно ими оправдывались многие действия Московской патриархии.

А вот история с якобы поездкой архиеп. Александра (Драбинко) на Фанар подана уже с долей отчаяния. Накануне Собора древних патриархатов Кирилл Фролов в своем блоге распространил почти детективную историю о якобы визите архиеп. Александра на Фанар, и якобы его договорённости с патр. Варфоломеем о якобы каких-то заговорах против Московской патриархии. При этом как со стороны самого Кирилла Фролова, так и со стороны других активистов и "блогеров патриаршего пула" (Игоря Гаслова) в адрес архиеп. Александра посыпались обвинения в… ими же самими выдуманном заговоре. Неизвестно, знает ли сам архиеп. Александр о своём "участии" в детективной истории, но этот эпизод прекрасно иллюстрирует всё тот же принцип, часто используемый патриаршими активистами: обвини другого в придуманном тобой заговоре.

2. Никогда не признавайся в собственных ошибках и тем более лжи. Никогда и ни у кого не проси прощения

Печально, но этот принцип, как никакой иной, крепко прижился в среде, в которой покаяние и отказ ото лжи должны были бы считаться великими добродетелями, но на деле слывут едва ли не постыдной слабостью.

Сколько раз случалось, что сегодня "единственно правильной" провозглашается одна точка зрения, а завтра – не просто другая, а прямо противоположная, причём тоже как "единственно правильная". При этом многие активисты, включая и архипастырей, уподобляют себя мальчику – шутнику и провокатору из известной сказки.

Можно вспомнить об отношении к советской власти и Западу, штрих-кодам и ИНН, тем или иным политическим кандидатам. Однако наиболее яркий пример – динамика отношением к РПЦЗ, когда после многолетних утверждений о том, что "поскольку в расколе нет благодати, то и таинства у зарубежников в России не совершаются" вдруг было объявлено о том, что "мы никогда не сомневались в благодатности таинств, совершаемых в РПЦЗ". Ещё в 1999 году в присутствии духовенства всей епархии в день память Иоанна Затворника в Святогорском монастыре владыка Донецкий Иларион громогласно вещал, что архиеп. Иоанн (Максимович) – "раскольник и еретик". А по прошествии нескольких лет в журнале Донецкой епархии "Живой родник", редактируемом тем же вл. Иларионом, под цитатой "память праведного с похвалами" публикуют житие свят. Иоанна (Максимовича) и его иконы.

При этом не известен ни один случай, когда бы кто-нибудь из "сценаристов" или же искренне ошибающихся публично признался в совершённой ошибке и признал, что изменил мнение, попросив при этом прощение у тех, кого прежние слова могли ввести в соблазн. Жаль! Как правило, в церковной среде происходит случай, описанный у Оруэлла в "1984":

"На шестой день Недели ненависти [против Евразии], после шествий, речей, криков, пения, лозунгов, транспарантов, фильмов, восковых чучел, барабанной дроби, визга труб, маршевого топота, лязга танковых гусениц, рева эскадрилий и орудийной пальбы, при заключительных судорогах всеобщего оргазма, когда ненависть дошла до такого кипения, что попадись толпе те две тысячи евразийских военных преступников, которых предстояло публично повесить в последний день мероприятий, их непременно растерзали бы, – в этот самый день было объявлено, что Океания с Евразией не воюет. Война идет с Остазией. Евразия – союзник. Ни о какой перемене, естественно, и речи не было. Просто стало известно – вдруг и всюду разом, – что враг – Остазия, а не Евразия. Без всяких слов по толпе прокатилась волна понимания. Воюем с Остазией! В следующий миг возникла гигантская суматоха. Все плакаты и транспаранты на площади были неправильные! На половине из них совсем не те лица! Вредительство! Работа западных агентов!"

И уж совсем гротесковым примером следования принципу непризнания собственной неправоты явилась история с фотошопом во время визита патриарха Кирилла в Харьков в мае 2011 года. Тогда с помощью фотошопа решили "дорисовать" число молящихся на патриаршем богослужении. Когда же подлог был раскрыт, то приближённый к Патриарху Кирилл Фролов объявил, что снимки подлинные, а публикации о фотошопе – "дешевая антицерковная провокация бандеровских и раскольнических кругов Украины", к тому же, за эти публикации "платит Филарет Денисенко, Ющенко и Тимошенко". Самое интересное, что обвинения раскольников и пр. врагов в клевете и заговоре не прекратились и после того, как в содеянном призналась прибегнувшая к фотошопу редактор. Судя по всему, Кирилл Фролов в очередной раз понадеялся на принцип, предложенный Йозефом Геббельсом: "Произнесёте ложь тысячу раз, то люди в неё поверят".

"Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф.12:36). Неизвестно, знают ли "сценаристы-ревнители" это предупреждение Христово, но случаи того, чтобы они признались во лжи или попросили прощение у объектов своего творчества неизвестны.

3. Если нечего возразить по существу, нет ни аргументов, ни фактов – смело обзывайте источник "униатским"

Что ж, те, кто знаком с риторикой или логикой, знают, что основополагающий принцип "ad hominem" является верным признаком слабости или отсутствия аргументов. К нему же, как правило, и прибегают "лучшие люди Зазеркалья". Любой источник, подающий неугодную информацию или представляющий событие в невыгодном свете, тотчас же объявляется "униатским". При этом "униатским" может быть объявлено какое угодно СМИ, работают ли там исключительно россияне или исключительно православные, имеет ли СМИ светский характер или же создано по желанию самого патриарха Кирилла – не важно. Важно то, что в таком обвинении есть бегство от обсуждения неудобных фактов и аргументов.

Однако порой такие обвинения получаются и вовсе комичными. Так, например, в одной из своих заметок архиеп. Ионафан (Елецких) поделился тем, что его "умиляет то, как проуниатско-католический портал "Религия в Украине" всегда "кстати" и почти всегда "ловко" публикует (а, нередко и со "смаком" комментирует) антиправославные "убеждения", составленные "по заказу трудящихся", на своих, как всегда, "объективных" дЫмократических страницах".

Полагаю, однако, что читателей как сайта владыки Ионафана, так и упомянутого ресурса умилило совсем иное, а именно то откровение, с которым владыка характеризует портал, где нередко публикует собственные тексты. Стало быть, владыка самостоятельно и сознательно вносит лепту в ресурс, который считает "проуниатско-католическим". И если это признание довольно прямолинейно, то неясным остаётся характеристика ресурса, данная владыкой Ионафаном. Кстати, будучи одним из членов редакционной коллегии портала "Религия в Украине", задаюсь вопросом: кого из создателей или работников ресурса владыка Ионафан заносит в униаты или католики?..

Что ж, боюсь разочаровать уважаемого владыку: информационная политика ресурса не просто лишена интриг и заговоров, которые наверняка хотелось бы видеть любителям триллеров, но и предельно проста и прямолинейна. Это аналитический и внеконфессиональный ресурс, приветствующий разносторонность и многогранность точек зрения, что без труда могут заметить постоянные читатели сайта. И чего отнюдь нельзя сказать о сайте самого владыки Ионафана, на страницах которого как раз и появляются многочисленные тексты "мирян" и прочих "трудящихся" (как правило, анонимных) — то просто "вопрошающих", то "возмущённых", то "требующих" или "обвиняющих", о чём уже приходилось писать. Примечательно и невероятное – в советских традициях — единодушие реплик "мирян" и отсутствие оппозиционных мнений, озвучиваемых на сайте, заявляющем о своей демократичности и полемических целях. Впрочем, ещё более проясняет критерии "объективности" и "демократичности" заявление, прозвучавшее на сайте вл. Ионафана, согласно которому ресурс "Интерфакс-религия" – "наиболее авторитетное и объективное издание". Что ж, например, жителям Северной Кореи их собственные ресурсы представляются наиболее авторитетными и демократичными, а всякое несогласие неминуемо клеймится как происки врагов. Впрочем, об "объективности" Интерфакс-Религии уже говорилось…

4. Политические интересы превыше всего или история двух меценатов

Удивительно, как одно и то же явление может получать диаметрально противоположные оценки "лучших людей Зазеркалья" в зависимости исключительно от политической составляющей. Прекрасно иллюстрирует принцип верховенства политических интересов пламенная поддержка со стороны "лучших людей Зазеркалья" бизнесмена Виктора Нусенкиса — бывшего мецената УПЦ, отличившегося на последнем Соборе УПЦ не просто вопиющим хамством, но и попыткой церковного переворота, в частности, смещением Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митр. Владимира. После провалившейся попытки переворота Виктор Нусенкис прекратил финансирование миссионерских проектов УПЦ и, в частности, запретил освещать деятельность митрополии и своего Предстоятеля на принадлежащем ему телеканале "Глас". Картину дополняет и появившаяся информация о будто бы возможном финансировании проектов, борющихся с митрополией УПЦ, в частности, деятельности отлученного от Церкви Валентина Лукияника. Последний, комментируя информацию о возможном финансировании, отметил: "По духу мы коллеги. Я очень рад, что Виктор Нусенкис открыто говорит такие вещи, поэтому его поддержку мы приняли бы с радостью".

Оставим сейчас в стороне личные предпочтения Виктора Нусенкиса. Безусловно, он, как и любой другой человек, имеет право на любую точку зрения, волен бороться с мельницами, протестовать против или выступать в поддержку хоть инопланетян. Интересно другое.

Валентин Лукияник отнюдь не одинок в своей поддержке Виктора Нусенкиса. Кирилл Фролов тотчас же на сайте "Единое отечество" выступает в его поддержку, подчёркивая, что "Нусенкис – безусловный миссионер: он помогает строить храмы и издавать православные газеты", а любую критику бывшего мецената называет "бандеровской клеветой".

Ещё дальше идёт владыка Ионафан, который на своём сайте публикует текст в защиту Виктора Нусенксиса, коего именует "искренним сыном Русской Православной Церкви". Что ж, ежели тот, кто намеревается сместить своего Предстоятеля, митрополита Киевского, хамит иерархам, и называет Собор УПЦ "сборищем" (что не мог не слышать вл. Ионафан), именуется "искренним сыном РПЦ", то комментарии, увы, излишни… Впрочем, вл. Ионафан не только ставит Виктора Нусенкиса в пример верующим, но и именует его "современным Терещенко", негодуя о появлении критических статей в адрес своего подзащитного: "Ну, що ж, як відомо, духовно мертві сорому не мають!" — выносит вердикт владыка Ионафан всем, кто осмелился критиковать мецената.

Что ж, если следовать предложенной архиеп. Ионафаном мысли о том, что меценатство является своеобразной индульгенцией, способной покрыть и хамство, и открытое оскорбление иерархов и церковного собора, и заигрывание с отлучёнными от Церкви, то что ж… в таком случае идеалом для архиепископа должен стать "верный сын украинского народа" гетман Иван Мазепа.

Напомним, что за 22 года своего гетманства Иваном Мазепой было построено, восстановлено и реставрировано свыше 100 церквей и монастырей в городах Киеве, Запорожской Сечи, Новобогородицке, Макошине, Домнице, Глухове, Прилуках, Максаковке, Гадяче, Мошнах, Нежине, Бахмаче, Чернигове, Белой Церкви, Переяславе-Хмельницком, Батурине, Лубнах, Новгород-Северском, Дегтяревке, в том числе и в России — в Рыльске, Ивановском, Мазеповке, Крупце и т. д. (Сергей Павленко, "Иван Мазепа как созидатель украинской культуры". К.: Видавничий дім "Києво-Могилянська академія", 2005). И строительство это было настолько обильным, что само оно заслужило отдельного наименования и вошло в историю архитектуры, и храмостроительства в частности, под названием "мазепинское барокко". Едва ли найдётся деятель в истории Украины, приложивший больше трудов во имя церковного строительства! Украинский философ и богослов той эпохи Феофан Прокопович называет Мазепу ктитором и фундатором "преславной Академии Могило-Мазеповиянской Киевской" и сравнивает в своих труда Мазепу с равноапостольным князем Владимиром. Митрополит Киевский Варлаам считал Мазепу "особливим обновителем, промислинником и благодетелем братського монастиря". А архиеп. Черниговским Антонием (Стаховским) в 1705 году была даже написана молитва о гетмане Мазепе.

Так что Иван Мазепа многократно превзошёл в меценатстве не только Виктора Нусенкиса, но и Михаила Терещенко. Что ж, быть может, следует прислушаться к характеристике, данной вл. Ионафаном всем тем, кто критикует одного из величайших меценатов украинской земли — Мазепу: таковые есть "духовно мёртвые"?

* * *

Страшно и больно, когда лжи и двойным стандартам удаётся проникнуть в жизнь Церкви. Ещё больнее, когда они торжествуют в родной для тебя Церкви, стремясь изуродовать Её, превратив её в Зазеркалье… Что ж, слова Притчи, данные в эпиграфе, никто не отменял…

Владимир Мельник

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 20 сентября 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования