Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СОВРЕМЕННОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ": Игумен Кирилл (Сахаров). Фильм "Раскол". Первые впечатления. Последствия демонстрации фильма пока туманны, но, скорее всего, встряска, им произведенная, будет значительной


Члены общины нашего храма отложили просмотр накопившихся видеофильмов и сконцентрировались на фильме "Раскол". За последние почти сто лет – это, пожалуй, самое громкое, объективное по максимуму и утрированное по минимуму свидетельство о сути произошедшего в середине XVII века. А произошла национальная катастрофа, сильнейшие отголоски которой ощущаются до настоящего времени. Неслучайно А. И. Солженицын усматривал между 17 веком и 17 годом прямую связь.

Когда я впервые услышал о фильме, у меня было противоречивое впечатление. С одной стороны, то, что фильм вышел, было ожидаемым событием. Не мог такой мощный пласт трагизма в нашей истории оставаться малоизвестным для большого количества людей. Не могла правда о событиях того времени не пробить толщу забвения, лжи и искажений. Не прорваться подобно источнику, который власти в хрущевское время тщательно бетонировали, чтобы пресечь поток паломников к нему. С другой стороны – всякий художественный фильм, в котором содержалась значительная церковная компонента, вызывал муторное чувство: ну вот опять будет масса неточностей и ляпов, будет звучать искусственная речь в устах духовных лиц и т.д. Когда же я просмотрел первые 6 серий фильма, то эти мои опасения в большой мере развеялись. Исполнители главных ролей произвели на меня впечатление своей "добротностью" вхождения в роль, особенно А. Коротков в роли Аввакума. То же самое могу сказать об исполнителях ролей царя, о. Иоанна Неронова, Марковны и др. Вот только Никон показался излишне крикливым, натужно шумливым. Важна аргументация против новизн, прозвучавшая из уст героев фильма – для многих наших современников это может быть открытием и откровением. Есть, разумеется, огрехи. В ряде авторских блогов и Живых журналов приводится россыпь неточностей обрядового и бытового характера. Опытному глазу они бросаются в глаза. Приятно удивило, однако, другое, а именно: тщательность воспроизведения тонкостей этого порядка, иногда даже, кажется, что нарочито четко и полно. Исполнители главных ролей заучивали порой непростые сугубо церковные тексты, приводимые в качестве апологии своей позиции. Надо отдать должное консультантам фильма и прежде всего сотруднику Старообрядческой Митрополии Г. Чистякову – профессионалу в области кинематографии. Хочу еще сказать, что эротические сцены, без которых не обходится ни один современный фильм, наверняка покоробили и оттолкнули от фильма часть представителей старообрядчества. Всякое, конечно, бывало (см. обличения царем недостатков монашеской жизни и вообще пороков в церковной среде). Понятно желание авторов внести своеобразный оживляж, но жаль, что из-за этих моментов будет потеряна часть зрительской аудитории, причем из числа тех, в защиту которых фильм объективно направлен. О музыкальном сопровождении фильма. К сожалению, не могу разделить восторги некоторых от работы Мартынова. Честно скажу – ждал большего. Вот, в общем, пока все. Динамика событий в сценарии фильма набирает обороты. Знающие историческую канву событий с нетерпением ждут кульминации и развязки. Нарастает волна откликов самого различного характера: восторженных, умеренно-критических, тенденциозных и примитивно-обличительных и т.д. Все неравнодушные испытывают напряжение. Фильм несомненно знаковый и давно ожидаемый. Последствия его демонстрации пока несколько туманны, но, скорее всего, встряска, им произведенная, будет значительной и в полной мере проявится со временем.

P.S: В прошлом году я посетил родину двух главных антагонистов фильма – протопопа Аввакума и патриарха Никона. Села, в которых они родились (Григорово и Вельдеминово), находятся неподалеку друг от друга. В Вельдеминово, на горе, на месте дома, где родился Никон, установлена сень с крестом, под которой стелла с изображением патриарха в полном облачении. Рядом мраморное надгробие с крестом. На надгробии надпись " Его святейшеству Никону, Патриарху Русской Православной Церкви, от мордовского народа". Под горой источник с купальней. Запомнился контраст: барельеф Никона в полном облачении с холодным выражением лица и скульптура Аввакума в рубище, подпоясанном веревкой, с высоко воздетой рукой с двуперстным крестным знамением. И после смерти они очень наглядно противостоят друг другу…

Игумен Кирилл (Сахаров)

"СОВРЕМЕННОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ", 10 сентября 2011 г. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования