Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Президент Охлобыстин. В защиту иронической политики.
Критика политического разума


"Са-мо-зва-нец! Кло-ун!" – скандирует общественная трибуна рунета, точнее, наша общественная ума палата. Команда поклонников истово рукоплещет: "Прекрасная пародия, отлично развлек и позабавил, здорово подставил этих политических прохиндеев!" С противоположной стороны доносятся вопли: "Не сметь превращать политические процессы в шоу, а выборы в цирк! Здесь делаются серьезные дела, вершится судьба страны". Всякий, я в том числе, услышав о сделанном заявлении, решил, что это злая шутка. Только Иоанн Охлобыстин почему-то постоянно и всюду твердит, что он и не думал шутить.

Виной тому очевидная пропасть между социальными задачами священника и ролью шута. Как сочетать утомительно-скучные имперские и монархические заявления и их артистическое выражение? Может быть, просто серьезно отнестись к серьезности намерений о. Иоанна? Может, следует порассуждать о том, как возможна представляемая им модель иронической политики, политики притворства и лицедейства? Насколько радикально она разрывает с признанной политической добродетелью лицемерия, восходящей к макьявеллиевской virtù?

Есть одно простое и точное объяснения этого странного сочетания и невозможного взаимопритяжения полюсов серьезного-несерьезного. Это – точно выверенная самоирония, не позволяющая ужиться с социальными ролями и стереотипными программами поведения. Это – старая неудобная для доктринального оформления духовная практика юродства.

Иоанн Охлобыстин блажит, Бог ему в помощь.

Мы запутались, растерялись, совсем перестали замечать огромную разницу между иронией и самоиронией, между насмешливым, судящим, отстраненным и высокомерным отношением к действительности и таким же отношением к себе. Первое дается легко, давно стало нормой и самым распространенным культурным трендом (описание ситуации модерна Кьеркегором и ситуации постмодерна Лиотаром совпадают лишь в одном: эстетическая категория иронического становится категорией социального опыта).

Самоирония — это не легкий стиль "поэтически творящего", а тренинг смирения "поэтически творимого", по одному неиспользованному различию Кьеркегора. Так как же эта самоирония может быть привнесена в область политического, со всеми властными диспозициями и формальными условностями этой области?

Давайте предположим на минутку, что это новый шанс иронической политики, политики не лицемерия, а лицедейства, когда отказ со всей серьезностью относиться к возложенным на тебя социальным ожиданиям совершается не ради социального успеха и продвижения, предвосхищения хитрости судьбы, благословляющей удачливых, а ради чего-нибудь другого. Ради верности идее служения, например. Просто надо попробовать продумать политику в другой системе координат, отличной от обязательного наличия центробежных социальных сил и эгоистических индивидуальных интересов, собираемых волею и властью уполномоченного суверена. Упрек "рвется во власть" тогда станет неуместен. Неопознанная самоирония – способ уклонения от власти, ее попирания, действие в традициях "русской" политики князей Бориса и Глеба.

Негодование при одном только гипотетическом допущении участия Иоанна Охлобыстина в выборах в политической и медиасреде, где все давно предрешено, размечено и куплено, понятно. Но возникает серьезный вопрос, как случилось, что церковная общественность отторгает и извергает своего брата, не опознает и не принимает его движение, которое должно быть близко, по наивным словам о. Иоанна, любому верующему человеку? Это обычное дело, самая обычная драма непризнания свободы самоиронии и юродства, свободы, которая не может быть выверена мерой общественной поддержки. "Пусть Церковь запретит меня и покажет свою власть даже над такими безумцами, как я", – предлагает о. Иоанн. Это было бы правильно и ловко, но очень не хочется, чтобы так случилось.

Ирина Дуденкова

"РУССКИЙ ЖУРНАЛ", 09 сентября 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования