Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ РЕЛИГИИ": Одухотворенный социум. Учёные обсудили состояние религиозной жизни и проблемы профессионального сообщества


5-6 сентября в Москве прошла международная научно-практическая конференция "Религия как социальный институт" с участием ученых из России, Украины, Белоруссии, США, Польши, Голландии.

Нынешняя конференция с подобным названием (в расширенном составе) стала продолжением обмена мнениями исследователей, начало которому положила первомартовская встреча в столичном Домжуре.

Организаторами нынешней конференции выступили Центр религиоведческих исследований "Религиополис", кафедра социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений (Россия, Москва), кафедра философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, Международный центр религии и права (Прово, США), Координационный совет стран СНГ и Балтии по теоретическому и практическому религиоведению (Киев, Украина).

Широкий тематический охват, включавший рассмотрение глобальных изменений религиозной жизни XXI века (проф. Виктор Еленский, Украина, Киев), интерпретацию данных социологических исследований о состоянии религиозности в сегодняшней России (профессора Жан Тощенко,Москва и Галина Широкалова, Нижний Новгород), состояние государственно-церковных и межрелигиозных отношений в "посторанжевой" Украине (профессор Людмила Филипович, Украина, Киев), проблемы религиоведческого и теологического образования в России (профессор Евгений Аринин, Россия, Владимир), вопросов "высокой" религиоведческой теории (профессора Екатерина Элбакян, Москва и Марианна Шахнович, Санкт-Петербург) отнюдь не стал препятствием для нахождения точек соприкосновения учёных, работающих над изучением разных проявлений религии и религиозности.

Учёные высказали как обоснованную критику действий властей, позиций, занимаемых по ряду вопросов религиозными организациями, коллег исследователей, а также представили собственные прогнозы.

Социолог Галина Широкалова продемонстрировала, как некорректно поставленный практикующими социологами вопрос, - в его формулировке был упомянут и сугубо вероучительный Закон Божий, но вместе с ним и просто общие (внеконфессиональные) знания о религии, - привёл к появлению "лукавой цифири" 53 % сторонников изучения "Закона Божьего", на которую из года в год ссылаются сторонники появления предметов духовно-нравственной направленности в сетке расписания российских общеобразовательных школ.

С критикой применения антиэкстремистского законодательства в сфере религии выступил российский исследователь новых религиозных движений (НРД) профессор Игорь Кантеров. У исследователя, вызывают вопросы принципы отбора текстов, оказывающихся в "индексе" экстремистской литературы. Так, откровенно человеконенавистнические "шахидские" песни, попав в список соответствующих изданий, вдруг по непонятной причине из него исчезли. Российские суды выносят приговоры и решения в делах, связанных с религией, руководствуясь сомнительной религиоведческой экспертизой тех людей, которые мало того, что не имеют никакого научного статуса и веса в профессиональном сообществе, но ещё и трактуют вероучение одной религиозной организации с позиций другой – общепризнанной, крупнейшей и влиятельной. И это происходит в светском государстве без установленной обязательной формы вероисповедания!

Логическим продолжением темы, затронутой в докладе московского профессора, стал рассказ Александры Поспеловой из Магадана о малоизвестных фактах религиозной жизни на северо-востоке России. В "материковой" России вообще никто, например, не знает о том, что активные прихожане РПЦ из Магаданской епархии после извержения из сана епископа Чукотского Диомида (Дзюбана) покинули РПЦ, а 3 прихода епархии и вовсе отказались проходить перерегистрацию уставов. Ситуация для РПЦ в регионах российского северо-востока, считает исследователь, и без того довольно сложна в связи с продолжающимся оттоком населения. Наряду с диомидовцами, в соседней с Магаданской областью Якутии заявляют о себе местные язычники. И это притом, что даже этнографы рубежа XIX-ХХ вв. этнографы встречали лишь крайне фрагментированные проявления якутского язычества.

Михаил Жеребетьяев

"НГ РЕЛИГИИ", 7 сентября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования