Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛОГ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА АДЕЛЬГЕЙМА": Церковь как социальный институт. Устав РПЦ МП поставил священника в унизительное положение невольника, пребывающего в крепостной зависимости от епископа


Сегодня вернулся с конференции "Церковь как социальный институт". С удовольствием прослушал небольшие (объём 15 мин.), но содержательные доклады, прочитанные на профессиональном уровне. Это неудивительно. Выступали доктора и профессора, занятые исследованием озвученных проблем. Некоторые доклады показались моему непрофессиональному восприятию сильными, некоторые послабее. Поскольку я не социолог, не знаком с литературой предмета, освещение проблем воспринимал только положительно, извлекая из докладов много нового и интересного для себя. Критические оценки не смею высказывать в силу некомпетентности. Для беседы за круглым столом были приглашены представители различных конфессий. В качестве представителей Православной Церкви, кроме меня, никто не выступал. Послушав выступления социологов, я понял, что мой доклад слишком объёмен, сократил его в три раза, и всё же едва уложился в установленные 15 минут.

Конечно, тема доклада несколько выпадала из круга теоретических выступлений. Мой доклад имел практическую задачу обратить внимание общественности на дискриминацию священства внутри РПЦ МП. Вопреки Вселенским канонам и уважению к священному сану, сложившемуся в православной традиции и народном сознании, Устав РПЦ, а ещё хлестче его применение, поставил священника в унизительное положение невольника, пребывающего в крепостной зависимости от епископа. Это положение печально для обеих сторон. Священника обязывает к пресмыкательству, а епископа развращает безнаказанностью за злоупотребления властью.

В основе этого нелепого положения лежат незащищённость священника и произвол епископа. Прежде всего, священник не имеет прав, и его церковное служение не защищено законом. Со священником не заключают трудовой договор ни религиозная организация, в которой он служит, ни епископ, который принимает священника в епархию и назначает в эту религиозную организацию (Приход). Не существует юридического акта, который бы определял его гражданско-правотвой статус. Экономисты спрашивают: "на каком основании священнику выплачивают зарплату?" Ответа нет, поскольку нет оснований для выплат. Священника легко уволить. Для увольнения достаточно двух слов: "пошёл вон!" Обжаловать решение епископа невозможно. Оно устное. В суд представить нечего. Трудовой книжки нет, акта приёма на службу нет, акта увольнения со службы тоже нет.

При таком положении священник старается угодить не Богу, а в первую очередь, епископу. Воля Бога и интересы епископа далеко не всегда совпадают. Требование епископа покланяться и служить его персоне нередко выходят за разумные и законные пределы. А за спиной священника стоит его семья и дети, ожидающие от отца хлеба. Как быть священнику? Слушать епископа или совесть? Переход к другому епископу мало что изменит, и находится в зависимости от согласия того, от кого убегаешь. Жаловаться некому и некуда. Общецерковный суд теоретически допускает жалобу на епископа, а на практике отказывается её рассматривать. Из управления делами Патриархии на жалобы приходит стандартный ответ: "рассмотрение кадровых вопросов в Псковской епархии находится в компетенции митрополита Псковского и Великолукского Евсевия". Круг замыкается, а стон священников доходит до неба.
Это суть моего 15-минутного выступления за круглым столом. Аудитория восприняла его сочувственно и с удивлением. Социологам было трудно принять версию крепостной зависимости РПЦ в правовом государстве, да в 21 веке, да в Церкви Христовой, где по определению не может быть антиевангельского отношения к служителям Христа. Но факты упрямо свидетельствуют обратное.

Моё выступление прокомментировал Шмидт Вильям Владимирович, ведущий Круглого стола, помимо многих учёных званий на днях назначенный заведующим кафедрой в Иоанно-Богословском институте Московской Патриархии. Он уточнил, что Церковь является Богом установленным учреждением, отделена от государства, и она может организовать свою иерархическую структуру на основе собственных внутренних установлений. Возражать модератору было бы неудобно, но когда участникам предоставили микрофон, я ответил.

Вильям Владимирович прав, что церковь является установленным Богом учреждением. Он прав, что церковь отделена от государства. Он прав, что церкви дано право на внутренние установления. При этом следует заметить, что в основе этих "внутренних установлений" лежат Вселенские каноны, которые Устав РПЦ почему-то нарушает. Это, действительно, внутреннее дело церкви. Но в рассуждения господина Шмидта вкралась существенное заблуждение, которое нельзя оставить без внимания. Законодатель ограничивает право РПЦ на внутренние установления: они должны находиться в пределах существующих законов. "Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ…" (ФЗ-125,ст.15,1). По мысли законодателя, устав религиозной организации должен быть представлен на регистрацию и пройти государственную экспертизу на соответствие законодательству РФ.

Устав РПЦ МП принят в 2000 и 2009 годах, но на регистрацию представлен не был и экспертизу на соответствие законам РФ не проходил. Причина уклонения Устава РПЦ от регистрации не указана, но очевидна. Статьи Устава РПЦ стоят в прямом противоречии с Конституцией РФ, федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях", то есть законами, в пределах которых обязаны действовать внутренние установления религиозной организации. В моём докладе речь шла именно о том, что религиозные установления нарушают законодательные принципы и права Граждан, чего допускать нельзя. На этом наша дискуссия с В.В.Шмидтом завершилась.

Хочу выразить свою признательность устроителям конференции и благодарность её участникам за плодотворную работу.

"БЛОГ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА АДЕЛЬГЕЙМА", 7 сентября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования