Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.РУ": Раскол, распил, правеж. В эфир «Культуры» вышел сериал «Раскол» Николая Досталя


В эфир вышли первые две серии"Раскола" – монументального двадцатисерийного полотна автора"Штрафбата" Николая Досталя про Россию XVII века. Время выбрано безупречно – для актуальности ничего придумывать не пришлось.

Первая серия"Раскола" начинается пением молитв на малороссийский многоголосный лад и заканчивается урезанием языка. В промежутке тоже будут много молиться, покажут мечтательного Тишайшего царя(Дмитрий Тихонов), всесильного боярина Морозова (Роман Мадянов), бесстрашного и принципиального протопопа Аввакума(Александр Коротков), игумена Никона(Валерий Гришко) и некоторое количество милых русских пейзажей — несмотря на обширную географию съемок, кажется, что большая часть действия происходит на милой проселочной дороге вдоль высокого берега Москвы-реки, кажется, возле Саввино-Сторожевского монастыря.

Таинственная история случилась с этим сериалом.

Режиссер Николай Досталь снимал его два года. Ездил в экспедиции в Ростов, где, как водится в историческом кино, снимал московский Кремль, ездил в Ферапонтово и Кириллов за фресками Дионисия и великими русскими северными монастырями, истратил около десяти миллионов долларов — деньги, уже почти приближающиеся к американским сериальным бюджетам. Вполне можно сравнивать уж если не с"Игрой престолов", то по крайней мере со"Столпами земли" или допотопной отечественной"Россией молодой". Снято очень сдержанно и мощно, в лучших традициях советского исторического кино, с вниманием к подробностям и поясными поклонами.

Однако телеканал"Россия 1" передвинул премьеру ленты Николая Досталя(всенародный"Штрафбат", среди прочего) на"Культуру". И все от этого только выиграли, конечно:

"Россия" поставила на это время что-нибудь поприбыльней, сериал показывают в прайм-тайм, но без рекламы, и нет пресловутого контраста между ендовой и майонезом. Канал"Культура" получает большой имиджевый проект и повышает рейтинги — но сериал в результате посмотрит гораздо меньшее количество людей, чем если бы он вышел на"России 1".

Сомнения телевизионного менеджмента, в общем, понятны – для"России 1""Раскол" весь какой-то неудобный. Разговаривают герои на очень странном языке — подчеркнуто архаичном(что немудрено, говорят ведь люди в основном церковные и книжные) и иногда немного избыточно округлом(по действию — много северян). Разговаривают при этом о превращении России, испохабившейся и вообще испортившейся, в святое царство. Иногда, впрочем, начинают обсуждать налоги(отмену НДС и введение налога с продаж, точнее, государевой монополии на соль с чудовищно высокой ценой, чтобы людишек не надо было за недоимки пороть, а они бы, напротив, сами несли деньги в казну). Показывают пороки пенитенциарной системы(надзирательница в женской тюрьме отбирает царскую милостыню у сиделец).

Темы распила и отката отражены со всей возможной глубиной.

Равно как и способ борьбы с несправедливой налоговой системой: если вас вдруг начнут пороть за недоимки(это называется правеж), уложите в портки и под рубаху листы бересты, ну и орите погромче и пожалобней. Точно поможет.

Картину русской жизни дополняют два правителя, царь и боярин: один, номинальный, увлекается идеями модернизации, фотографией и айпадами, то есть, пардон, соколиной охотой и шахматами. Другой, всесильный, решает вопросы, укрепляет державу и отката требует не менее трети. Осень средневековья, Древняя Русь — для острой злободневности этому сериалу ничего не надо было придумывать, все сохранилось в протоколах допросов и в лучших мемуарах в истории русской литературы — в Житии протопопа Аввакума.

Вот, собственно, и понятно, почему начальники(у начальника ум короткий, а руки длинные, как говорит одна из героинь фильма, протопопадья Марковна) не решились показывать это кино по одному из главных каналов в предвыборный год.

Нашей политической системе, конечно, все божья роса, такие мелочи на нее не действуют.

Но тут вдобавок слишком все сложно. И музыка Владимира Мартынова, и натуральные русские хоралы в исполнении хора"Сирин", и Александр Баширов в роли несмешного шута. Как-то это все слишком – культурно, исторично, достоверно.

Семен Кваша,

"ГАЗЕТА.РУ", 6 сентября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования