Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Рождественское послание председателя архиерейского синода русской православной церкви за границей. (Православная Русь, 1947 г.)


  Рождественское послание председателя архиерейского синода русской православной церкви за границей.

Христос раждается, славите!
Христос с небес, срящите!

Итак Христос, Единородный Сын Божий, Воплощенное Слово, Источник Жизни и Бессмертия, снова с нами на нашей грешной земле.

Сколько утешения для нас в этих словах.

Сама Божественная Любовь снова снисходит к нам, изгнанникам рая, странникам и пришельцам этого мира, лежащего во зле, чтобы возвестить нам мир и благоволение Божие, утолить тоску нашей души о потерянном небесном отечестве, проповедовать пленным отпущение, слепым прозрение, отпустить искушенных во отраду.

Кто может уразуметь тайну Рождества Богочеловека? Кто может постигнуть, как Безначальный начинается и Бог является во плоти.

Таинственно и непостижимо для нас и духовное рождение Его в человеческом сердце, которое Он привлекает к Себе любовью, возрождает, очищает и просвещает Своею благодатью.

Для нас радостно сознавать что ныне эта тайна совершается не только в сердцах отдельных верующих людей, но и в душе целых народов и частью даже в мировой общественной совести. Слова торжественного праздничного тропаря: Рождество Твое Христе Боже наш возсия мирови свет разума – воочию оправдываются перед лицом всех людей, нравственное сознание которых видимо начинает просветляться во свете Христовом в разных концах земли.

Страна Восходящего солнца, недавно еще сидевшая во тьме язычества изжив испытания войны, узрела у себя восхождение истинного Солнца Правды, озарившего ее своими лучами. И в некоторых христианских странах Европы , где так тускло горел светильник веры, что он казался нам погруженным во мрак, он заблистал ныне с новой силой.

Если имя Христово там и святилось в глубине отдельных благочестивых сердец, если оно прославлялось там в храмах, где собирались верующие, то для него уже как бы не оставалось места в широких областях государственной и общественной жизни управляющихся чисто мирскими, а иногда даже языческими правилами и законами.

В таких передовых Европейских государствах как Франция, Италия, Бельгия стали появляться могучие политические партии, которые не только не стыдятся исповедовать себя христианскими, но нарочито назвали себя прежде всего этим именем, в отличие от других чисто лаических политических и социальных объединений.

Тысячи людей как бы нарочито ожидали появления с такого стяга, ясно напоминающего о Христе Спасителе мира, благодатью Которого все живет и движется и приводится в гармонию на земле, чтобы собраться вокруг этого знамени для борьбы с разрушительными общественными силами и для водворения нового порядка, основанного на Евангельской братской любви и справедливости. Молодые поколения горят особенной ревностью о том, чтобы возродить жизнь современного культурного общества на христианских началах. Полные возвышенного энтузиазма, они собираются иногда в стройные дружины и под знамением креста сопровожденные служителями церкви, торжественно шествуют по улицам больших городов с пением священных песен.

Ненависть, злоба и насмешки с которыми встречают их неверующие, не только не охлаждают, но еще более поднимают и укрепляют их христианское одушевление.

Возрождение религиозного чувства наблюдается ныне почти у всех народов Старого и Нового света. Изверившись во все человеческие ценности и авторитеты, разочаровавшись в земной мудрости и не доверяя более "разуму разумных", которые вели за собою общество, многие ответственные общественные деятели и даже вожди и возглавители народов ищут нравственной помощи у служителей Церкви, прося их возвысить свой голос с крепостию, чтобы прекратить неугасающую вражду между отдельными национальностями и разными общественными классами и призвать всех людей к мирному братскому сожительству между собою.

Идя навстречу таким призывам и сознавая лежащий на них долг служить религиозному и вместе нравственному и культурному обновлению современного человечества, представители разных христианских исповеданий объединяются тесными духовными узами между собой и организуют нарочитые братские содружества для наилучшего осуществления совей общей христианской миссии на земле.

Страшная опасность коммунизма как грозная туча, надвигающегося на весь мир и сознание, что он не может быть устранен только внешнею силою, заставляет всех людей, не приемлющих этого разрушительного учения, с особою надеждою смотреть на Церковь, как на главную нравственную силу, которая может противостать растлевающему влиянию марксизма.

Потребовалось, однако, тридцать лет, чтобы все народы увидели воочию эту опасность. Провидение как бы нарочито медлит искоренить это зло на Русской земле, откуда оно распространяется по всему миру, чтобы оно созрело и выявило свои ядовитые плоды.

Напрасно мы, сыны Русского рассеяния, предостерегали жителей стран, оказавших нам свое гостеприимство, что им угрожает жребий России, если они не примут во время мер против проникновения к ним этой губительной заразы. Нас не хотели слушать – одни потому, что были ослеплены искусной и настойчивой большевистской пропагандой, другие просто по свойственной людям беспечности и легкомыслию. Теперь очи слепых открылись и глухие стали способны слышать. Коммунисты сами помогли тому, чтобы их узнал наконец мир.

Если прежде, пока они не были уверены в своих силах, они старались принимать ту или другую покровительственную окраску, то теперь, после войны, упоенные своими завоеваниями, они открыли свое лицо, и мир ужаснулся увидев в нем образ зверя. Ныне кажется все благоразумные и трезвые люди поняли, что коммунизм и его наиболее яркое и крайнее выражение большевизм есть подлинное адское зло, с которым нельзя примириться, как нельзя примириться с сатаною, являющимся главным вдохновителем коммунистических вождей и их ближайших сотрудников и пособников. Сотканный весь из богоборческой гордыни, лжи, обмана, жестокости и насилия, он несет с собой не райскую гармонию и радость бытия, а адские муки и страдания. За ними следует не жизнь, а духовная и физическая смерть, как это видим на примере тех стран, где он господствует ныне. "Познайте истину, и истина сделает вас свободными" говорит нам сама Истина, и мы радуемся, видя, что непосредственное знакомство с учением и практикой коммунизма освободило большинство человечества от одного из самых опасных заблуждений, тяготевших до сих пор не только над отдельными людьми, но и над целыми народами.

Русский народ первый подвергся этой страшной болезни, он же первый освободится от нее. Ничто не скрепляет так тесно ныне русских людей между собою, как их общая ненависть к советской власти, тридцать лет терзающей и угнетающей нашу отчизну. Они готовы бы ежеминутно сбросить с себя это невыносимое иго, если бы имели для этого возможность. Самое отвращение нашего народа от большевицкого деспотизма служит залогом того, что он не может иметь прочных корней на Русской земле.

Зло вообще, обладает только призрачной силой: ему присущи только разрушительные, но не созидательные свойства. Рано или поздно, оно разделяется и погибает, разложенное собственным живущим в нем ядом.

Поэтому все тирании падали и разрушались, сколько бы они не старались оградить и обезопасить себя террором и целыми толпами наемных телохранителей и доносчиков. Одного падения большевизма, однако, не достаточно для возрождения нашей Родины.

Надо, чтобы в русском народном организмом пробудились живые творческие силы, чтобы явились пророки, которые прорекли бы на сухие кости, собрали бы их во едино тело и вдохнули в него дух жизни. А для этого не достаточно одних человеческих усилий; тут нужно участие живой веры и помощь Церкви, которая искони была главною строительницею и печальницею Святой Руси. Но сохранил ли наш народ веру отцов питавшую и животворившую Русь в течении веков? Если бы кто усумнился в этом, тот пусть спросит тех, кто непосредственно соприкасался с нашим народом и мог заглянуть в его душу, в последние особенно послевоенные годы: не взирая на усилившуюся снова безбожную пропаганду, он таит, по их словам, в себе неисчерпаемые родники религиозного чувства, которое стремится пробиться наружу всюду, где открывается для него выход. Тяжкие бедствия и жертвы последней войны, способствовали пробуждению веры даже в огрубевших сердцах воинов, как об этом свидетельствует один из них в изданной им поучительной книге посвященной изображению военной страды и вызванных ею настроений в сердцах русских солдат и офицеров.

Потребовалась гроза 1941 г., говорит он, чтобы блеск молнии осветил мрак. Это случилось осенью: один офицер, по фамилии Клочков, заняв с горстью солдат Волоколамское шоссе и готовый сопротивляться до смерти против немецких танков, закричал: "солдаты, нам некуда больше отступать: за нами Москва".

Москва была все для нас, и мы были готовы бороться до конца. Перед глазами смерти все материальные блага, т.е. все, что поддерживало наше религиозное равнодушие перестало быть ценным. Единственное необходимое чувство, чувство жизненное, проявлялось в "чувстве неба", чувстве ответственности огромной, неизмерной, но перед самим собою, и не перед Родиною, но ответственностью перед Кем-то, чье присутствие мы все вдруг почувствовали – перед Богом.

Я не хочу здесь рассказывать как для меня лично свет веры разорвал потемки: об этом я расскажу в другом месте. Я только добавлю, что позднее, когда, командуя батальоном, я познал все тяготы фронтовой жизни, я наблюдал у моих солдат душевные особенности, особенности русской национальной души, свидетельствовавшие об их глубокой религиозности, хотя еще не сознательной.

Патриотизм, чувство Родины, были ни чем иным, как видом непоколебимой веры, внедренной в течении веков в душу русского солдата отцами Церкви. Я и мои солдаты внешне были отделены от Церкви, но всем нашим существом мы ей принадлежали, были ее сынами.

Да, Русский народ сохранил еще, по милости Божией, свою отеческую, веру православную и вместе с тем то христианское добродушие, какое искони украшало наше народное сердце. Об его великодушии, теплой отзывчивости даже со своим недавним врагом говорят единодушно немецкие пленные, вернувшиеся из Советской России. Легкость, с какою религиозный огонь возгорается в Русской душе при малейшем соприкосновении с благодатным теплом Церкви, даже у тех, у кого он временно угас в безбожной атмосфере, показывает, как глубоко и неистребимо стремление к Небу в русской народной стихии. И эта неугасающая вера, являющаяся одновременно источником его патриотизма, спасет Русский народ, как бы ни тяжки были иногда его падения в лице тех его недостойных представителей, кто прикрепил свою судьбу к советской власти, кто привык лгать вместе с нею, и воскурять фимиам лести перед большевицкими кумирами, возводя ничтожных людей в гении, обращая злодеев в героев а истинных героев превращая в преступников.

Что же должны делать мы, сыны странствующей и вместе свободной Руси, чтобы помочь скорейшему освобождению родного народа?

Во первых, никогда не забывать об его страданиях, переживать их глубоко, как бы мы сами связаны были с ним теми же цепями неволи, напоминать об них другим более счастливым народам, с коми мы поддерживаем общение, обращая их внимание особенно на то, что порабощенный русский народ внутри ничем не связан со своею властью, которую он презирет, ненавидит всем сердцем и потому не может быть ответственным за ее многочисленные злодеяния, сделавшие ее притчей во языцах и предметом отвращения и ужаса для многих.

Наш священный долг памятовать каждую минуту и горячо молиться, особенно за тех наших несчастных братьев, количество которых определяется миллионами, кто без всякой вины должен нести бремя непосильных принудительных работ или томиться в смертных муках в местах заключения, и особенно в так называемых "концлагерях", над которыми всегда как бы реют в воздухе огненные слова "оставьте всякую надежду приходящие сюда".

Мир ужаснется, когда узнает о царящем там поругании человеческой личности, для изображения коего часто недостает достаточно выразительных слов на человеческом языке.

Не напрасно так сурово обличает большевиков за их "беспощадную жестокость" Свят. Патриарх Тихон. Над их главою до сих пор звучит его пророческий обвинительный голос, раздавшийся 30 лет тому назад "Опомнитесь, безумцы, –– вещал он им в своем послании 18 января 1918 г., прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что вы творите не только жестокое дело, это поистине сатанинское дело, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей.

Мы должны молиться также и об облегчении части нашей Церкви, которая продолжает страдать в узах и заслуживает тем большего сожаления, что Ее высшие представители, язык которых привык к неправде и унизительной лести, усиливаются уверить внешний мир, что Церковь в России свободнее, чем какая-либо другая церковь на земле, потому что свобода ее "обеспечена законом".

Мы должны утверждать и поддерживать непримиримое отношение к большевицкому обольщению в своей собственной среде, куда оно стремится незаметно проникнуть, чтобы разделить и духовно разложить наши ряды. Наша сила подлинно состоит в нашем единении. Ничто так не ослабляет нас и не унижает в глазах других народов, как наша давняя страсть к раздорам и взаимным жалобам и пересудам. В нынешние судьбоносные дни мы должны изжить, наконец, эту давнюю и постыдную болезнь и особо живо ощущать те священные узы, которые связывают нас всех, где бы мы ни были ––в России или заграницей, в один могучий народный организм.

Наступает время решительной борьбы с коммунистическим злом во всем мире, которая не может не отразиться насудьбе нашего отечества и каждого из нас в отдельности.

В ожидании грядущих событий мы более, чем когда-либо должны бдительно стоять на страже и собирать во едино все наши помыслы, чувства и стремления сосредоточивая их на одном непреклонном решении, в одном священном обете: Россия должна быть спасена!

Русский народ, наконец, должен быть освобожден от долголетнего своего коммунистического плена.

Если всем сердцем и всею душою устремимся к этой цели, будем подлинно жить и болеть этой мыслью, забывая о собственных невзгодах, как бы ни показались они нам тяжелы, то Господь наконец услышит наши мольбы, сжалится над нами и даст нам милость снова увидеть нашу Родину свободной и радостной.

Сознавая, что мы страждем прежде всего за свои грехи, мы должны принести пред Ним свое искреннее и глубокое покаяние, как приносили Ему свои покаяния наши предки 300 лет тому назад, когда взвешивались на весах Его Вечной Правда судьбы нашего Отечества, разложенного первой смутой.

Будучи неоплатными должниками перед Ним, мы должны просить Его принять как умилостивительную жертву за нас неповинную кровь наших мучеников, священную кровь, которая освятила Русскую землю.

Коммунисты, в своем безумии могут кощунственно отрицать Его бытие, но вы верим, что Он жив, Судяй земли и может в каждый миг сокрушить их своей всемогущей силой, как сосуды скудельничьи.

Об ней вещают нам в эти священные дни св. Пророки, называя Его Богом крепким – царство Которого будет непоколебимо и не разрушится. (Дан. 2.44).

Каждый новый праздник Его Рождества, приводящий в движение весь мир, свидетельствует об Его неистощимом могуществе, величии и славе.

И ныне, как 2000 лет тому назад, на небе высоко восходит Вифлеемская звезда, чтобы светить народам и племенам земли и вести их к Солнцу Правды Христу, Который Один может успокоить и утешить мятущиеся сердца людей. И ныне торжественно раздается ангельская песнь любви и мира и так громко звучит над миром, что ее не могут заглушить никакие исступленные крики богохульников и никакие неистовства потомков кровавого Ирода, избившего 14.000 невинных младенцев.

Сколько бы не превозносились ныне враги креста Христова, родившийся Князь мира и Отец будущего века низложит их гордыню, как низложен был в свое время Денница, сын Зари, хотевший выше звезд поставить престол свой и делаться подобным Вышнему; они падут и смирятся пред Ним как некогда Навуходоносор, о котором "видящие его говорили: тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынною и разрушил города ее, пленников своих не отпускал домой, разорил землю свою, убил народ свой" (Ис. 14, 12-19). Таков конец всех, противящихся Богу.

Для тех же, кто остался верен Ему среди нынешних искушений, Он наречет лето спасительное и благоприятное: им принадлежит будущее: они наследуют землю и пожнут плоды мира, о котором торжественно поют ныне Ангелы с Небесной высоты.

Декабрь 1947.
† Митрополит Анастасий.

Православная Русь, 1947 г., № 21 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования