Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"СИМБИРСКИЙ КУРЬЕР": Разин проиграл,
потому что выстрелил в крест


Одной из интереснейших городских традиций дореволюционного Симбирска был крестный ход "во круге города", проходивший 21 мая.

Как пишут современники, эта традиция была установлена в городе "с давнего времени" в день святых Константина и Елены (3 июня по новому стилю). В этот день иконы и хоругви из городских церквей, а также икона Казанской Божьей Матери из Жадовской пустыни приносились к летнему кафедральному собору и отсюда по окончании литургии процессия направлялась по улицам города, которые образовались на месте стен старого Симбирска, делая круг и возвращаясь на соборную площадь. Этот крестный ход в народе назывался ходом во круге города.

Происхождение традиции связывали в XIX веке с историческим крестным ходом, который провели защитники Симбирска в 1670 году во время осады города войском Степана   Разина. По легенде во время этого действия   Разин   выстрелил в крест, подаренный царем Алексеем Михайловичем при основании кремля, что стало причиной поражения казацкого атамана. В ознаменование победы над воровскими казаками и был установлен ежегодный крестный ход.

Однако не все в этой журналистской версии позапрошлого века так гладко. Во-первых, Разин потерпел поражение в начале октября, а отмечается это событие почему-то в мае. Во-вторых, "круг города" не совпадает с реальными границами кремля и Большого города, а более походит на научную реконструкцию XIX века, основанную на легендах. Например, во время празднования 250-летия Симбирска в путь процессии были внесены изменения - к кафедральному собору крестный ход возвращался не по Московской улице (ныне - Ленина), как обычно, а по Троицкому (Краснознаменному) переулку, который в конце XIX века краеведами стал считаться южной чертой Большого города. В-третьих, традиция тесно связана с иконой из Жадовской пустыни, которая стала приноситься в город лишь с середины XIX века.

Оказывается, подобные крестные ходы по границам крепостей существовали и в других поволжских городах. Например, в Корсуне ход также совершался 21 мая, но связывали его уже с нашествием войск Емельяна Пугачева. Такие совпадения говорят о более раннем происхождении традиции, так как поволжские города были основаны еще до походов Разина и Пугачева.

Возможно, традиция крестного хода связана с весенними аграрными ритуалами. Такого рода действия, когда жители обходили вокруг своего селения, известны как "опахивание". И зимнее "опахивание", и весенний крестный ход были связаны с культом плодородия и имели охранительный характер. Они защищали от внешних враждебных сил. Конец мая известен у славян как начало земледельческого цикла еще с глубокой древности. При том, что жители городов вплоть до XIX века занимались хлебопашеством, можно предположить, что заклинательные обряды, направленные на повышение плодородия, в условиях городов-крепостей превратились в крестный ход вокруг кремля.

Праздник получил и более узкий смысл - он объединял всех православных горожан, был своего рода Днем города. Икона из Жадовской пустыни, приносившаяся на один месяц, за время своего пребывания в Симбирске посещала практически все дома и церкви, включая старообрядческую. В 1898 году, во время празднования юбилея города, крестный ход был проведен вообще не по православному календарю, что говорит о превращении этой традиции из чисто религиозной в городскую.

Сергей Прозоров

15 мая 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования