Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РИА "НОВОСТИ": Совесть и свобода по закону. 21 июля 1997 года - "день, когда Борис Ельцин наложил вето на закон, дающий привилегии православной Церкви"


Некруглая дата. Но 21 июля 1997 года фиксирует в современной истории России "день, когда Борис Ельцин наложил вето на закон, дающий привилегии православной Церкви". В тот день президент РФ отклонил закон о свободе совести, который осенью, после внесения соответствующих поправок, был-таки принят. Первый президент России увидел в документе, которому предназначалось регулировать всю религиозную жизнь страны, факты нарушения Европейской Конвенции "О защите основных прав и свобод человека". Сейчас мы можем признать, что исправления, с которыми закон был принят, не вполне соответствуют современным европейским нормам. Но это долгая история, ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года критиковали, критикуют и будут критиковать со всех сторон - либералы и охранители, верующие и агностики, органы местного самоуправления и юристы.

Может быть, то ельцинское вето - не такое уж великое событие для большинства россиян; едва ли оно для кого-то важнее, чем рождение гениального художника или окончание строительства прекрасного собора. И все же, то уже историческое письмо Ельцина № Пр-1201 явилось не из пустого места, а из самого жерла бурлящего вулкана страстей. Очевидно, что этот вулкан не потух и спустя десяток лет.

Право не придерживаться взглядов

Это заметно хотя бы по комментариям к моим колонкам на этом сайте. Случается, что я пишу здесь о проблемах, связанных с религией, в особенности с христианством - потому что считаю эти проблемы неотделимыми от проблем культуры, искусства и повседневной жизни страны. Часто комментаторы таких статей находят их ошибочными или даже злобными и клеветническими.

Каждый волен отстаивать свою точку зрения, это право нам дает статья Конституции о свободе слова; но Основной закон дает россиянам и другое право: придерживаться любых религиозных взглядов, а также не придерживаться никаких. По-моему, это очень важная норма любого демократического общества. И когда мне вольно или невольно приходится писать что-то неприятное для российских христиан, я, конечно, не имею в виду их обидеть.

У любой сложной религиозной системы есть свои недостатки - странно было бы это отрицать. Поэтому, когда написано, что, допустим, новая версия храма Христа Спасителя не слишком грациозна даже по сравнению с первой, едва ли это значит, что учение Православной Церкви ложно, или что российские христиане - дурные люди. Скорее всего, имеется в виду, что ХХС - не очень удачное сооружение, на которое к тому же пришлось потратиться тем, кому вообще религией запрещено посещать православные храмы. Только и всего.

Когда Борис Николаевич, грубо говоря, отказал РПЦ в особом статусе, он имел в виду примерно то же самое. Любой гражданин имеет право не любить некрасивую церковную архитектуру. Или даже рисовать картинки, на которых христианская символика сочетается с какой-то другой. Почему нет? Россия - огромная страна, в которой долгое время с религией было не очень. Вернее был суррогат веры - марксизм-ленинизм, ставший в советском государстве доминирующей религией.

Храмы на вырост

Христиан можно понять - после десятков лет репрессий они болезненно реагируют на любую критику. Но, точно так же как они, страдали мусульмане, иудеи, буддисты. Даже шаманам в далекой Сибири пришлось в свое время несладко. В современной России появились к тому же вполне независимые от марксизма атеисты, скептики и просто безразличные к религии люди. С точки зрения какой-нибудь из церквей их положение, так же как и судьба каких-нибудь сектантов, может быть незавидная. Но мы же знаем, что в России нет приоритета РПЦ, а значит, атеисты имеют такое же право на критику христианства, как и христиане - на порицание неверующих. В идеале, конечно, никто не должен никого порицать, а лучше пусть бы все занимались своими внутренними делами. Все-таки на дворе ХХI век, а не Средневековье.

И нынешняя Россия - тоже нечто принципиально иное, чем пять столетий назад. По опросам статистиков, только 4% православных россиян регулярно посещают храмы; 27% из тех, кто назвал себя православным, не смогли вспомнить ни одной заповеди (что говорить о молитвах или хотя бы символе веры); а большинство россиян призывает церковь пересмотреть свои нравственные нормы.

Как бы этому ни сопротивлялись российские христиане, но для большей части страны православие сегодня - это не вера и даже не свод моральных законов. Это темный архаичный пласт подсознания, зажатый где-то между еще более древними бабкиными суевериями и новейшими теориями "визуализации успеха" и "ментального айкидо".

Может быть, кого-то это ужаснет, но для культуролога (который по условию должен быть скептиком, агностиком и безразличным) это очень интересный материал. Он тем интереснее, что официально православие активно поддерживается властями всех уровней, получает огромную моральную и материальную поддержку от правительства, в то время как граждане остаются в целом где-то в стороне.

То есть принципиально ничего плохого в том, что в городах и селах строятся православные храмы, нет. Но, учитывая статистику, непонятно для кого их строят. Если бы это делала Церковь своими силами, "на будущее" - это бы еще куда ни шло: допустим, сейчас у РПЦ дела не очень, но через десяток лет россияне снова потянутся к вере. Но ведь для того, чтобы построить церковь, нужен и административный ресурс, который отнимают от чего-то другого.

А бывает и такое: появилась как-то в Петербурге община славянских язычников. Тоже в некотором роде исконная вера россиян, и даже постарше православия. Разыскали эти солнце- и древопоклонники в черте города священный холмик, где когда-то были древние капища, и поставили там свои столбы. Через неделю под холмик приехал экскаватор и стал энергично скрести землю: оказывается, местная православная община тоже желает на этом месте воздвигнуть Божий храм.

Русский язык - наша общая религия

Самая большая проблема православия в России, как мне кажется, в том, что верующие этой религии никак не хотят смириться с тем, что они больше не доминируют в духовной жизни страны. Любой здравомыслящий человек, конечно, признает огромную роль православия в истории некоторой части нашего государства. Но все же Россия не заканчивается за Уральскими горами. У нас есть Татарстан и Калмыкия, Саха и Калининград. У татар, чукчей и тувинцев своя история и своя религия - не хуже и не лучше других. Да что там - в самой столице живут католики и зороастрийцы, джедаи и курды-йезиды.

Но большинство нелиберальных, "обычных" православных священников и прихожан не дают иноверцам права на свою религию. Они видят в них или потенциальную мишень для миссионерских атак, или просто потерянных существ, с которыми не о чем говорить. Спросите случайного батюшку, как он относится к католицизму, скорее всего он ответит, что считает католиков еретиками. И точка.

Даже если подойти к вопросу с чисто практической, не духовной стороны, многообразие религий, традиций и обычаев выгоднее для государства, чем один народ и одна вера. Москва хочет развивать туризм и привлекать иностранцев? Прекрасно. Кроме Кремлевских соборов у нас есть мечети, синагоги и языческие молельни. Это все наша, российская культура, почему бы не показать ее гостям? Или возьмем кино: современное православие пока подарило этому жанру лишь один приличный фильм: "Остров" Павла Лунгина. Почему бы не рассказать о подвигах благочестия российских мусульман? О трагической истории пятидесятников? О хлыстах и скопцах? О северных колдунах и знахарях? Это все тоже наша культура и мы вправе ею гордиться. Тем более что у нас уже есть удачный пример такого рода кино: "Овсянки" Алексея Федорченко про наполовину вымышленный языческий народ меря. Таких историй у нас наберется сотня - и каждую можно снять не хуже.

Поэтому прав был Борис Николаевич, не дав в 1997 году приоритета РПЦ. У нас, в конце концов, есть кое-что другое, что способно объединить всю страну в единое государство даже эффективнее религии. Русский язык. Давайте ему привилегии, давайте его холить и лелеять, поднимать его уровень в школах, в СМИ и в деловом общении. Да что там - на нем и так говорят разноязычные народы РФ: в Дагестане, на Алтае, в Якутии. Просто чтобы понимать друг друга

Давайте, в самом деле, лучше определимся с тем, где стоит ударение в слове "звонит" и какого рода слово "кофе". А веру не надо регулировать: все-таки это очень личное.

Михаил Шиянов,

РИА "НОВОСТИ", 22 июля 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования