Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"AMEN.GR": Разделение в церковном теле в Абхазии. Об автокефалии Абхазской Православной Церкви


Абхазы (виз. Авазги) — это древний христианский народ. Древность Церкви у абхазов усматривается из события основания ее апостолом Андреем и апостолом Симоном Кананитом, который и окончил свою земную жизнь в нашей земле. Святой Кирилл, рассуждая о триязычной ереси, напомнил, что богослужение христиан-авасгов совершается на их языке. До 1991 года Грузия и Абхазия входили в Советский Союз. Грузия с древних времен была независимым государством, а ее Церковь была признана Вселенской Патриархией как отдельный Патриархат. У нас в Абхазии также существует отдельное государство с древней христианской историей.

В 1992-1993 гг. после кровопролитной войны между Грузией и Абхазией, было образовано отдельное независимое государство – республика Абхазия. До этого мы относились к Грузинской Церкви. Наши священники и низшие клирики принимали посвящение в сан от грузинского епископата, равно как и от русского. Это делалось вынужденно, так как нашему народу нужны были священники для совершения богослужения. Сегодня у нас нет возможности получить епископа от Грузинской Церкви, поскольку между абхазами и грузинами существует сильная национальная вражда. Абхазия стала независимой от Грузии в войне 1992-1993 гг. Но у нас нет и епископа из России. Самым крупным культурным центром нашего государства является монастырь св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне (провинция Анакопия). Там получают образование желающие принять священный сан. Монастырь очень большой и посещается ежегодно тысячами паломников и туристов. С 1999 г. игуменом в нем является иеромонах Андрей Амбар.

В начале апреля 2011 г. церковная ситуация в Абхазии стала еще более напряженной. Образовалось разделение в церковном теле. Оно началось с вмешательства Патриарха Московского и всея России Кирилла. Святейший патриарх Кирилл назначил в монастырь св. апостола Симона Кананита в новом Афоне нового игумена. Это было сделано неожиданно и вопреки церковным правилам, поскольку у нас уже был игумен! Зачем нам новый игумен, если старый – иеромонах Андрей — не был лишен игуменства и не умер? Кроме того, совсем не спрашивали мнения братии монастыря.

Для чего патриарх Московский вмешался дела Абхазской Церкви? Пока Абхазия входила в состав СССР, вмешательство Московской Патриархии еще было хоть как-то оправдано. Но с 1993 г. все изменилось. Мы создали новое государство, отдельное от Грузии. Церковь наша не подчиняется Грузинской Патриархии. Но она не подчиняется и Московской патриархии тоже. Братия монастыря сама избрала себе игумена. Но Московская патриархия вновь показала, что она желает всё так же распоряжаться в нашей Церкви, как и раньше. Она назначает иерея Виссариона Аплиаа, абхазского клирика. Отец Виссарион Аплиаа, женатый клирик и весьма молодой. Получив священный сан в Грузинской патриархии, он уже давно находится в Абхазии и видит себя главой так называемой "Священной Митрополии Пицунды и Сухума автокефальной Абхазской Церкви", с одобрения и благословения на это ОВЦС Московской патриархии. С помощью отца Виссариона в монастырь прибыл новый игумен Ефрем Виноградов и захватил власть. Он запретил использовать всё византийское в богослужении, запретил использовать греческий покрой церковных облачений, и приказал заменить это на традиционное славянское. В ответ на ропот и недоумение братии отец Ефрем ответил жестко: "Здесь не будет ничего греческого!"

Вторжение и распоряжения о. Ефрема вызвали негодование монахов и мирян Абхазии. В итоге возмущенные православные абхазцы стали стихийно объединяться вокруг монастыря св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне, который стал центром протеста. Собравшиеся там 4 апреля 2011 г. в количестве 300 человек возмущенные абхазцы большинством голосов приняли решение собраться 15 мая 2011 г. на особое Собрание клириков и мирян. Для участия в этом Собрании было решено вызвать из Греции двух абхазских клириков: иеромонаха Дорофея Дбар, преподавателя богословия и аспиранта Богословского факультета Фессалоникского университета, временно служившего на одном из приходов Митрополии Гуменисса, Аксиуполя и Поликастра, и иеродиакона Давида Сарсаниа, монаха афонского монастыря св. Павла.

15 мая 2011 г. в главном соборе монастыря св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне состоялось Собрание клириков и мирян Абхазской республики. В Собрании приняли участие представители клира и монашествующих Абхазии, депутаты Парламента и представители Правительства, представители различных партий и общественных организаций, интеллигенция и молодежь, всего около 1500 человек. В голосовании приняло участие 753 человека, исповедующих Православие.

Главным предметом работы Собрания стало положение Православной Церкви в Абхазии. После окончания войны между Абхазией и Грузией наша страна не имеет Епископа, и не видно никаких перспектив улучшения положения Церкви в Абхазии. Поэтому Собрание клириков и мирян приняло следующие решения:

1. До завершения организации Православной Церкви в Абхазии Собрание православных клириков и мирян Абхазской республики является Высшей Властью в Православной Церкви в Абхазии. С 15 мая 2011 г. все значимые решения в Абхазской Церкви относительно богослужений в церквях, монастырях и местах паломничества утверждаются Собранием клириков и мирян. Решения принимаются после открытого обсуждения и голосования всех клириков, монахов и мирян, представителей Правительства, различных партий, движений, общественных организаций и молодежи — всех православных христиан Абхазии.

2. Создается Священная Абхазская Митрополия с центром во граде Новом Афоне (античной и византийской Анакопии), которая поэтапно, с согласия Православных Церквей, будет преобразована в автокефальную Абхазскую Православную Церковь. По просьбе и от имени всех членов Собрания клириков и мирян в Министерство Юстиции было направлено уведомление о создании нового церковного органа Священной Митрополии в земле Абхазской.

3. Создается Совет Священной Абхазской Митрополии как ее исполнительный орган до канонического урегулирования организации Абхазской Православной Церкви и создания полномочных органов управления. Совет Священной Абхазской Митрополии состоит из 12 человек клириков, монахов и мирян.

4. Председатель Совета Священной Абхазской Митрополии организует деятельность Совета и представительство Митрополии в органах государственной власти. Он избирается из списка кандидатов из числа монашествующих клириков. Список составляется тайным голосованием всех членов Собрания клириков и мирян.

5. От имени Собрания было составлено особое обращение к Председателям и к Священным Синодам Православных Церквей с просьбой создать особую комиссию (делегацию) во главе с представителем Константинопольского Патриархата и с обязательным участием представителей Совета Священной Абхазской Митрополии. Задачей Комиссии в первую очередь будет определить канонический статус Священной Абхазской Митрополии, а затем и статус Православной церкви в Абхазии в целом.

После составления и утверждения списка кандидатов из членов Совета, председателем Совета Митрополии тайным голосованием был избран архимандрит Дорофей Дбар.

26 мая 2011 г. Митрополит РПЦ МП Тихон Майкопский и Антинкийский издал указ № 068-069 о запрещении архимандрита Дорофея Дбар и игумена Андрея Ампар в священнослужении сроком на 1 год. В вину клирикам было выставлено проведение и участие в Собрании клириков и мирян, которое митр. Тихон назвал в указе "самочинным сборищем". Это решение вызвало сильную волну протеста в церковных общинах Абхазии, так как оно принято без всяких законных оснований, без вызова обвиняемых для объяснения. Архимандрит Дорофей Дбар и игумен Андрей Амбар написали письмо Святейшему Патриарху Московскому и всей России Кириллу и Священному Синоду РПЦ МП, прося рассмотреть этот вопрос на заседании Синода РПЦ МП.

Архим. Дорофей Дбар, председатель Совета Священной Абхазской Митрополии

Новый Афон (Анакопиа), Абхазия

"AMEN.GR", 14 июля 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования