Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПОЛИТ.РУ": Разводка по-патриаршьи. По следам встречи Владимира Путина с представителями конфессий и национально-культурных и общественных организаций


Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин встретился с представителями конфессий и национально-культурных и общественных организаций" — сообщил сайт Председателя Правительства Российской Федерации и вывесил стенограмму встречи. Ну, тут и гадать не надо — это о толерантности, о чем еще в таком составе.

Так и есть: "Вы знаете, я хотел бы начать вот с чего: как известно, Россия – многонациональное государство", - начал премьер. Далее он сообщил некоторые особенности российской многонациональности, отчего возникали милые моменты: "Да, есть такие страны, в которых проживают в основном иммигранты, – ну, скажем, Соединённые Штаты. А у нас-то не иммигранты, у нас каждый этнос имеет свою национальную территорию обитания, свои корни. Другой родины у наших граждан, к какой бы конфессии или к какой бы национальной группе они ни относились, – другой родины, кроме России, нет" . Получается, что все американские этносы потенциально могут быть отправлены по месту исходного происхождения, к Обаме это тоже относится.

Но, собственно, премьер не про Америку: "По разным данным, у нас, в России, сейчас проживает где-то от 7 млн до 10 млн иммигрантов (а может быть, даже чуть больше)". Здесь, соответственно, и проблема: как-то надо сосуществовать. В этом месте уже интересен подход. Бремя обеспечения в первую очередь возлагается на местных: "Нам нужно вырабатывать такое отношение к тем, кто приезжает, чтобы они чувствовали себя, где бы ни проживали на территории России, полноценными гражданами своей страны". И лишь затем сообщено, что "Если кто-то перемещается на территорию своего нетрадиционного проживания, он должен с уважением относиться и к культуре, и к языку, и к обычаям тех людей, среди которых он решил жить".

Но это дело житейское, надо же с чего-то начинать. Да и сам этот общий идеализм логичен, когда темой не занимались со времен создания новой исторической общности - советских людей. А когда чем-то давно не занимались, то начинают всегда с нуля и общих рассуждений. ну. То есть, начинали заниматься уже несколько раз, поводов хватало. Но — всякий раз ровно с того же нуля и общих мест.

Тут с нуля тоже было. Даже с глубокого такого исторического нуля: "Помните, на первом этапе становления Российского государства, когда ещё и такого понятия-то, как "русские", не было, на этих территориях жили представители различных славянских племён: древляне, поляне и так далее. Они ведь тоже обладали какой-то своей самобытной идентичностью, тем не менее они постепенно начали объединяться в единое общенациональное государство. Потом в него вливались и вливались разные-разные этносы, с первых шагов причём". Как не помнить, но, конечно, премьер вовсе не имел в виду какую-либо потерю этнической идентичности, как во времена древлян или Советского союза.

Вообще, в информашках, да и у премьера на сайте формат мероприятия был указан неверно. Это было не совещание у премьера по данной теме, но — в рамках Народного фронта: "Мы и назвали его Общероссийский народный фронт, подчёркивая, что каждый человек в нашей стране может быть представителем любой конфессии, представителем любой этнической группы, но он в то же самое время должен осознавать, что он часть единой, многонациональной российской нации и гражданин Российской Федерации, и нести это звание с гордостью". Ну тут, конечно, остались вопросы о том, почему именно фронт, с кем воевать и куда с гордость нести это звание (а гражданство — звание?).

Был и любопытный оргмомент: "Мне бы очень хотелось, чтобы эта площадка, Общероссийский народный фронт, использовалась вами на постоянной основе для того, чтобы, как я уже сказал вначале, можно было бы выявлять стоящие перед нами проблемы и предлагать наиболее эффективные способы решения этих проблем". Но при этом "Конечно, мы всячески будем вам помогать. Можно даже предложить какого-то координатора этой работы. Давайте подумаем, кто бы это мог быть. У нас, вы знаете, в Правительстве есть межведомственная рабочая группа, которую возглавляет мой заместитель Козак Дмитрий Николаевич, и я думаю, что мы в самое ближайшее время в аппарате Правительства создадим специальную структуру, которая тоже будет заниматься рассмотрением проблем подобного рода". В общем, если собрать все гражданское мужество, то надо произнести это: речь шла о том, как бы сладить с межнациональной рознью.

Проблема известна, формат решения — нет. Так что не удивительно, что все смешалось: тут и обещственность, и конфессии. И ОНФ, и правительство в лице Козака и всего аппарата Правительства. Да,  участники... Список: "Патриарх Кирилл, председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, председатель президиума центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин, главный раввин Берл Лазар, постпред буддистской традиционной сангхи России в Москве Санжей-Лама, представители казачьих обществ и национальных союзов".

То есть, подход самый рациональный. Есть национальности, а у них есть конфессии. Следовательно, можно выстроить схему ответственности относительно данной темы, и эти люди собраны тут. Все население, таким образом, упорядочено и даже атеисты не проскользнут, их учтут по вторичным религиозным признакам (типа национальности). Нет, ну премьер всерьез же считает, что данные лица обладают компетентностью в решении этой проблемы. То есть, по его мнению бытовые взаимодействия различных групп населения решаются на небесах - учитывая состав участников, среди которых нет ни представителей футбольных фанатов, ни сотрудников МВД. Казачьи общества, видимо, уже тоже в чем-то религиозная группа. Да, не очень понятно, как быть с Кавказом в целом - ну там же и православные, и мусульмане. Впрочем, на это-то и Козак.

Что же, формат как формат. Но есть проблема - обсуждать духовность (даже в ее бытовых проявлениях) условно чужих как-то неудобно. Так что остается смотреть, что там говорят "наши", соответственно - Кирилл. Впрочем, интересно — какие межнациональные конфликты связаны с буддистами? Как-то сложно их представить в качестве носителей межнациональной розни (по определению сложно). Ну, буддист и был чрезвычайно лаконичен, поблагодарив Председателя Правительства за то, что он посещает регионы Российской Федерации.

Итак, Кирилл

Он оказался большим географическим теоретиком. Взяв за основу тему мультикультурности, он тут же ее, с полным знанием дела, обнулил: "Что достигается в таком подходе, а что не достигается? С одной стороны, как бы сглаживаются различия между конфессиями, между культурами, нивелируются традиционные ценности. Но что сейчас становится совершенно очевидным? Ценности из мультикультурального общества уходят, а различия остаются. Да ещё такие различия, что люди теперь бомбы бросают друг в друга, зажигательные бутылки, переворачивают автомобили".

Словом, он бы уже мог воглавить антиглобалистов всея Земли. Любопытно, конечно, откуда у него такое знание жизни в США и ЕС, имея в виду, что там постоянно, уже чисто в рабочем порядке бросают друг в друга бомбы и переворачивают автомобили. Но у него и прекрасная фраза: "Респектабельная Европа стоит перед огромным вопросом: а что же дальше, как действовать-то? Не работает плавильный котёл".

Приятна эта особенность некоторых российских пишущих - непременно употребить эпитет. Не можно так быть, чтобы к каждому существительному его не добавлять. Зато тогда и выводов не надо: все всё уже ощутили. Хотя, когда это Европа заявляла что она тут теперь плавильный котел? Да  неважно, - зато как сказано! Итак, эти мульти-западные пути объявлены тупиковыми.

Что вместо этого? Вот: "Вспоминается замечательная модель, нелегко сложившаяся модель, – отношения наших казаков на Северном Кавказе с горцами в XIX веке. Закончились военные трудности на Кавказе, и что мы получили? Мы получили достаточно стабильную систему. Горцы с уважением относились к казакам: к их укладу жизни, морали, устоям, самоорганизации. А что казаки? А казаки с уважением относились к горцам: к их моральным устоям, к их нравственности, к их образу жизни. И получилось удивительное взаимодействие. Там и там сильная мораль, сильные традиции, сильная вера. С одной стороны мусульмане, с другой стороны – православные. Жили-то как дружно вместе! Единственное, иногда там девушек воровали, уж больно красивые казачки, да и жительницы Кавказа тоже".

Когда глава РПЦ МП рассуждает о взаимном воровстве девиц, это мило, равно как и его понимающее отношение к таким делам, только усиливающее (видимо) полную гармонию в отношениях между конфессиями. Но только из его слов следует, что сначала кое-кого следует провести через "военные трудности", после чего и появится уважение. То есть, имея в виду общую цель мероприятия, выходило так, что "тем, кто приезжает" надо сначала обеспечить соответствующие трудности, после чего "достаточно стабильная система" и возникнет.

Но нет, его мысль настолько вдруг изменила направление, что следующие слова Газета.ру даже вынесла в заголовок в таком виде:  "Патриарх Кирилл: приезжие не будут уважать русских, пока у них нет крепких нравственных основ".  Картина рисуется прелестная: каждый "приезжий" тут видит всех насквозь, легко определяя есть ли в конкретно вот этом русском нравственная основа. После чего, в соответствии с результатами анализа, с ними и поступает. Разумеется, это предполагает, что симметричная нравственная основа заведомо имеется в приезжем. Но тогда возникает некоторое противоречие — приезжий с  нравственной основой видит ее отсутствие во встречном русском. И что же, он будет его третировать, всячески не уважая? Но как это допускает та нравственная основа, с которой он приехал сюда? Или что, сама миграции является Божьим промыслом на тему инспекции русских на наличие в них морально-нравственной основы, а если та не обнаружена, то - получи? Интересно же. Жили себе и жили, ну — не ангелы, уж как умели. А тут, значит, приезжают и распределяют свое уважение по своему хотению.

Видимо, схожие соображения так удивили Газету.ру, что там немного обострили ситуацию, у Кирилла сказано чуть иначе: "Приезжие в Москве будут уважать русских, которые верят, крепко стоят на своих нравственных основах и являют нравственный пример другим". Ну, будут уважать, не будут уважать — почти зеркально. Но вот еще и продолжение из стенограммы: "Как и русские будут уважать точно таких же людей, которые у себя дома крепко стоят в вере, в нравственных своих основах и принципах". То есть, это уже русские каким-то неведомым способом определяют лиц, которые "у себя дома" стоят на нравственных принципах. Но - дома, а уж тут - какие к ним претензии, да?

Нет, понятно, что все это были такие рассуждения о чем-нибудь хорошем и духовном. Но в сумме из них получается уже черт знает что. А дальше, конечно, пиар: набор качеств, за который приезжие будут уважать русских, могут быть предоставлены только той организацией, которую возглавляет докладчик: "Религиозное воспитание, формирование нравственности в каждой религии в соответствии с её законами и одновременно развитие того, что мы сегодня называем диалогом , вовлечение религиозных общин, национальных общин в решение общих проблем – это, я думаю, и есть какой-то путь к решению вопроса".

Если свести вместе уже все это, то вывод однозначный: не церковный человек — нечего тебя уважать. В общем, можно и девиц соседских насильничать, лишь бы крестик носил. И наоборот, за тех, кто не в церкви - за тех не отвечаем и их можно не уважать. Конечно, такой общий вывод выглядит предвзятостью и искажением Светлых мыслей, но в каком именно месте и в чем именно здесь нарушена логика вывода?

Стенограмма встречи в документах RP.

Андрей Левкин

Полит.ру, 21 июля 2011 г.

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования