Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГОЛОС ЭПОХИ": Образъ бо дахъ вамъ. Вадим Виноградов о подвиге веры святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского


"Если исказишь Христову веру, соединив её с целями мiра сего, то разом утратится весь смысл христианства. Ум, несомненно, должен впасть в безверие. Вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня.Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо. И под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему".

Ф М. Достоевский, (т.15, стр.198)

Я сказалъ имъ: сила ихъ - сидеть спокойно. Оставаясь в покое, вы спаслись бы, в тишине и уповании крепость ваша, но вы не хотели. (Исаия,30.15) В чём же состоял этот покой, к которому призывал Господь русских людей, которых Он вывел за рубеж? У Бога Его слово для вразумления всегда подтверждается примером. Какъ поступалъ съ вами Я, такъ и вы поступайте. Сам Христосъ Спаситель мiра вразумлял Своим личным примером, каждый раз напоминая: Образъ бо дахъ вамъ!

Дал Господь и русским изгнанникам пример для подражания, образъ того покоя, который приводил их к подвигу хранения веры в условиях неимоверных соблазнов. Этим примером для них стал святитель Iоаннъ (Максимович). Через него им было всё показано. И они признали верность его подвига, причислив его к лику святых, но подражать ему… они не захотели. Или, пожалуй, правильнее сказать, не могли, потому что уже схватили духъ западного равнодушия. Потому что, оставаться в покое, в тишине и уповании, сидеть в крепости, и  означало: ни в коем случае не соединять  Христову веру с целями мiра сего, то есть, Христову веру не искажать. Но, чтобы  не соединять  Христову веру с целями мiра сего, находясь в эпицентре этого мiра, и требовался подвиг, превосходящий подвиги Новомучеников, сохранявших веру Христову в ГУЛАГЕ. Русская духовная эмиграция и была явлена мiру, именно, как невозможность противостоять соблазнам мiра сего, а её соединение Христовой веры с целями мiра сего было вписано в книгу, чтобы осталось оно на будущее время, навсегда, на веки (Исаия30,8), как пример того, что только избранникам Божиим под силу оказать сопротивление соблазнам мiра и не соединить с их целями Христову веру.

Это тот подвиг русскости, со всей тщательностью святитель Iоаннъ (Максимович) преподнёс не так даже Русскому Зарубежью, как, главным образом, населению будущей либеральной России.  Стояние же в вере русских за рубежом при соединении её с целями мiра сего оказалось мнимым стоянием. Видимость этого стояния РПЦЗ была обусловлена существованием СССР, где гнали веру. И  на гребне антисоветчины, дружа с западом против неё, в сравнении с подвластной богоборцам иерархии МП, РПЦЗ вроде бы, противостояла этому гонению. Но вот и в России гонение сменилось растлением, осуществляемом через то же самые соблазны, которые потихонечку и незаметно превращало Русскую Православную Церковь Зарубежом в РПЦЗ. РПЦЗ старалась изображать  собою Тело Христово, но уже давно перестало им быть. Этого то и опасался Святитель Иоаннъ, когда предупреждал: Зарубежье даст многих сознательных работников против Православной России, которые, оставаясь внешне православными и русскими, будут тайно работать против России,

В этом и состоял показательный урок, проведённый Промыслом на русских беженцах. Урок, показавший, что стоять в вере, когда вокруг тебя такие соблазны, без помощи Божiей не под силу. Помощь же Божiя, как известно подаётся только истиной вере. А её то, кроме единиц, как оказалось в РПЦЗ и не было. Страсть соединения с целями мiра сего, искажающая Христову веру, успешно произвела подмену Тела Христова организацией и в Русском Зарубежье.

Так исповедание Христа Русской Православной Церковью Заграницей вместе со сменой в России  гонения растлением, завершилось превращением её в организацию, именуемую РПЦЗ. Ибо против растления русского народа мiрскими соблазнами РПЦЗ противостоять уже не могла. Ну, как противостоять, когда соблазны их же вскормившие, водворились теперь и в России?

Да, ересь ныне приобрела иную форму. Никто теперь не посягает на догматы, но кто сегодня только не искажает веру Христову, соединяя её с целями мiра сего?

Вот, что сберегала Русская Православная Церковь заграницей в лице своих иерархов основателей!

Так, через Русскую Зарубежную Церковь был явлен диавольский метод прельщения избранных. Ибо духовную нашу эмиграцию вполне можно было считать избранными, так как они не только не были подвергнуты гонению советчиков, приведшему к закреплению отступления от Христа целого народа, но им даны были и духоносные учителя вселенского масштаба, которых уже не было нигде на всей нашей планете. Провидение оставило этих духоносных учителей только Зарубежной Русской Церкви. И учителя эти учили не только словом, но и всей своей жизнью.

Особенным же было явление святителя Iоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Им был преподан пример противостояния соблазнам посреди самых изощрённых соблазнов, соблазнов посреди Америки. Только ли для своей паствы, чтобы уберечь её от превращения в богатого юношу, отходящего от Христа, наглядно у всех на виду совершал Святитель Iоанн свой учительный подвиг? Как оказалось, подвиг святителя был образом жизни не только для своей паствы. Его аскетическая жизнь в мiру посреди уже смердящей Америки была и образом жизни и для русских людей ХХI-ого века. Провидя господство соблазнов и в своей родной России, для неё он высвечивал единственный путь противостояния соединению с целями мiра сего.

И вот, какова была  печаль Святителя, вызванного той частью его паствы, которая еще при находящемся с ней Владыке, бывшим для нее личным примером правила веры и образом кротости, уже обнаруживала свою склонность к евлогианству.

Было так. На всенощной двунадесятого праздника Святитель Иоанн увидел, что храм заполнен его прихожанами только наполовину от обычного. Не начиная всенощной, Святитель отправился в Русский дом, где не явившиеся на всенощную его чада веселились под музыку в большом великолепном зале, кружась в танце. Появление Святителя Iоанна в зале в часы всенощного бдения мгновенно превратило веселящийся зал в немую сцену из гоголевского "Ревизора". Прекратив танцы, оборвав музыку, все застыли у стен, ожидая, что будет. Святитель, не произнося ни единого слова, медленно обходил прижавшихся к стенам танцевального зала своих чад, которых он вывез с филиппинского острова Тубабао, и не с укором, а с той сострадательной любовью, которая дается только подвижникам, смотрел в их глаза, которые они, конечно же опускали, встречаясь с его любящим взглядом. Обойдя всех, так и не произнеся ни одного слова, владыка вышел из танцевального зала.

"Неужели и ты, Брут? - вопрошал безмолвный взгляд Владыки, - Неужели и вы, мои любимые чада, за которых я уже отдал свою земную жизнь, потеряете наше тубабаовское горение, лишь чуть соприкоснувшись с мiрскими соблазнами дiавольского запада, что и вселит в вас и самонадеянность, и самодовольство, и самодостаточность?" Вот что означал страдальческий взгляд Святителя Iоанна, когда он в своих чадах прозревал вытеснение в них еще недавнего тубабаовского исповедания евлогианским пристрастием к мipy.

Сегодня посредством телевидения мы почти всегда зрим степенных иерархов, выстраиваемых на торжественных мероприятиях. К ним то, прежде всего, и был обращен пример  аскетической жизни святителя Iоанна Максимовича. Им святитель показывал единственный путь, не искажавший Христову веру. Им святитель показывал, как жить, не соединяя свою жизнь с целями мiра сего. Но они этого пути уже принять не могли!

Все помыслы святителя Iоанна Максимовича были о России:

- Что даст Зарубежье для будущего строительства России при господствующем в нем разложении? Не сделается ли оно источником новой духов-ной заразы, когда вернёмся на Родину?

Какие страшные слова! Не мог же человек, напутствуемый Святым Духом, произнести их всуе!

Благодаря всему произошедшему ныне стало ясно, что это было пророческое предупреждение Святителя, суть которого раскрыл идеолог Русской Православной Церкви заграницей приснопамятный протоиерей Левъ Лебедевъ:

"Дружба съ мiромъ (Иак. 4, 4) - вот что лежит в основе стремления к комфорту. В итоге получается, что если Христосъ - это само безстрашие, то нынешние Его служители во множестве - сама боязливость. С амвонов у нас горячо прославляются мученики, страстотерпцы, исповедники, не боящиеся лишиться всех земных благ и даже жизни (иногда - за одно лишь слово, как это было в эпоху великих догматических споров) - прославляются теми, кто сам панически боится потерять - не жизнь, не свободу, нет! - а лишь небольшую часть своего земного благополучия… Отсюда маловерие, боязливость, растерянность и в народе".

Вадим Виноградов

"ГОЛОС ЭПОХИ", 14 июля 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования