Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕРСИЯ": Прогнивший храм: Православная церковь на грани нового раскола


Русская православная церковь  - на распутье. От того, какой путь изберет церковное руководство, зависит дальнейшая судьба крупнейшей религиозной организации России. Либо она сумеет адаптироваться к условиям демократического общества - и тогда сможет претендовать на почетное и пока пустующее место морального арбитра нашего общества. Либо покажет свою полную нежизнеспособность и зависимость от государства. Лучшее, что ждет тогда церковь, - роль винтика в набирающей обороты идеологической машине, вынужденного, как когда-то, "колебаться вместе с линией".

Понятно, что при таком развитии событий говорить о духовном авторитете церкви (именно церкви, а не отдельных священнослужителей) будет так же нелепо, как и во времена идеологического отдела ЦК. Но этот вариант не худший. Потому что возможная альтернатива - новый раскол и распад РПЦ на множество враждующих друг с другом поместных церквей.

Кстати, проблемой соответствия РПЦ современным условиям озабочены и в патриархии. В послании к участникам Московского епархиального собрания (неоднократно переносившегося из-за болезни патриарха, да так и прошедшего без его участия) говорится: "Адекватного ответа церкви на ожидания современного общества не получается. 1 Конечно, основная причина в том, что десятилетия гонений сократили десятикратно количественный состав духовенства и восполнить утраты в короткий исторический срок невозможно. Но есть и другие причины, выявив которые, можно улучшить церковно-общественную жизнь на нашей родине, и на Московской земле в частности.

Сейчас началась смена поколений в нашем кайре. С каждым годом все меньше будет оставаться священнослужителей, прошедших горнило церковной жизни, связанной с бесправием и утеснениями, воспитанных в строгом послушании иерархии. Их духовный опыт нельзя переоценить, он является церковным сокровищем народа Божия. Но в то же время этот опыт нуждается не только в осмыслении, но и в расширении с учетом новых условий. Ведь одно дело - вести приходской церковный корабль в период стеснений, а другое - в эпоху разбушевавшихся соблазнов. Сейчас от пастырей требуются не только такие качества, как сдержанность, осторожность, терпеливость, гибкость, мудрость, спокойствие, дисциплина, которые были столь необходимы в прошедшую эпоху, но инициативность, образованность, коммуникабельность, воспитанность". И далее: "Но, к сожалению, некоторые священнослужители, настоятели не заслуживают этого наименования, потому что ведут себя на приходе как мини-папы, мини-цезари и грубо, властно требуют беспрекословного подчинения своей, часто неразумной, воле, своему эгоизму".

Примечательно, что послание Алексия оглашал не его помощник по делам Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (главой епархии по традиции считается сам патриарх), а управляющий делами патриархии митрополит Солнечно-горский Сергий. По стилю доклада было понятно, что готовил его не патриарх и не его пресс-служба, а сам Сергий. Это может означать существенное изменение расклада сил в церковном руководстве. Управление делами еще с 60-х годов прошлого века соперничало с Отделом внешних церковных сношений (ОВЦС) за лидерство. Тогдашний руководитель ОВЦС митрополит Никодим сумел сосредоточить в своей структуре практически все нити руководства, оставив в ведении управделами исключительно внутрицерковные вопросы. С тех пор и до настоящего времени это положение сохранялось неизменным. Выступление Сергия может означать ослабление позиций нынешнего главы ОВЦС митрополита Кирилла, которого считают одним из основных претендентов-на следующих выборах патриарха.

Критический период, который решит судьбу РПЦ, уже наступил. Болезнь патриарха практически вывела его из активной церковной жизни. Когда было такое, чтобы в пасхальную неделю - время, имеющее особое значение для православных, - патриарх появился на публике всего однажды. Да и то скорее всего вынужденно. Отсутствие предстоятеля на главных службах года - всенощной и Пасхальной вечерне - однозначно было бы расценено как признак его болезни. Допускать такое - не в традициях церкви. Так, по свидетельству очевидцев, во время празднования тысячелетия крещения Руси патриарх Пимен находился уже в полном маразме. Тем не менее кресло с главой церкви аккуратно выносили на все основные мероприятия. Аналогия с Пименом не случайна. По словам источника из окружения патриарха, происходящее сейчас с Алексием не может не тревожить. У патриарха нарушено мозговое кровообращение - результат перенесенного в конце прошлого года микроинсульта (который долгое время пытались выдать за гипертонический криз). Порой ему требуется некоторое время для того, чтобы вспомнить человека или слово. Это серьезное препятствие для священнослужителя: нельзя же в разгар службы умолкать и пытаться вспомнить, что сказать дальше. Мало того, в начале весны святейший снова был госпитализирован - на сей раз с высокой температурой.

По официальной версии, патриарх заболел гриппом. Однако, по нашим данным, дела обстоят куда серьезнее - у предстоятеля пневмония, с которой ослабленный с возрастом иммунитет уже не в силах справиться. Хроническая пневмония, конечно, не приговор, однако условия требуются тепличные. Что опять-таки плохо совместимо с активной пастырской деятельностью.

Ситуацию усугубляет еще и то, что сам патриарх тяжело переносит свою немощь. Все годы своего служения святейший много времени уделял поездкам по стране, посещению зарубежных епархий. Выпадение из привычного образа "народного патриарха", вынужденная изоляция - все это не лучшим образом сказывается на душевном состоянии Алексия.

Вероятность того, что патриарха отправят в отставку или позволят добровольно уйти на покой (об этом ходят упорные слухи), практически нулевая. Хотя по уставу РПЦ никаких препятствий для этого нет, в своей деятельности церковные иерархи руководствуются в первую очередь традициями. По традиции же пост патриарха пожизненный. Более того, патриарх немощный, но продолжающий вопреки телесной слабости исполнять свои обязанности, даже лучше вписывается в православные традиции, согласно которым патриарх воспринимается скорее не как церковный администратор, а как священный символ. Мы искренне желаем патриарху Алексию II здоровья.

Кругом обман Что касается управления церковью, то на ней даже полная недееспособность патриарха (о которой пока речь не идет) никак не скажется по двум причинам. Во-первых, РПЦ управляется не одним патриархом, а Священным синодом, состоящим из восьми постоянных и пяти временных членов, где патриарх является председателем. Решения принимаются коллегиально. В случае невозможности его участия в работе синода место председательствующего переходит к старейшему по хиротонии члену синода. На сегодняшний день им является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Просто вместо тринадцати архиереев в синоде будут заседать двенадцать. Во-вторых, управляемость церкви сейчас - чистой воды фикция

Версия Дмитрия Всехсвятского,
"ВЕРСИЯ", 12.05.2003


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования