Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" В ВОЛГОГРАДЕ": Митрополит Герман: «Церковь - собственность народа»


Исторически так сложилось, что Русская Православная Церковь всегда считалась одним из самых состоятельных институтов. Недаром именно на ее богатства в первую очередь положило глаз молодое советское правительство. Что происходило далее, мы примерно представляем из курса истории. Сначала церковь была ограблена и расколота изнутри с помощью ренегатов-"обновленцев", а затем просто отделена от государства (читай: запрещена). Сегодня же, в разгар всеобщей демократизации и воздаяний по справедливости, власти уже заговорили о своеобразной репатриации церковного состояния. В частности, недавно председатель Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков обратился к патриарху Алексию II с предложением обсудить вопрос возврата земельной собственности Русской Православной Церкви. Как считает Стариков, в настоящее время для России весьма актуально производство принципиально нового вида продовольствия — "благодатной экологически чистой сельскохозяйственной продукции, произведенной на церковных землях жертвенным трудом верующих и освященной Церковью". Впрочем, если оставить лирику, вопрос лежит в чисто экономической плоскости: РПЦ всегда была одним из самых эффективных хозяйственников, владея в лучшие свои времена тремя миллионами гектаров пахотной земли. Ввести в оборот нынешние пустоши — дело и богоугодное, и небезвыгодное. Что ж, обратимся к людям действительно заинтересованным. Сегодня на наши вопросы отвечает митрополит Камышинский и Волгоградский Герман. Коротко разъяснив владыке суть вопроса, мы были несказанно удивлены тем, что Герман впервые слышит о подобном проекте.

— По нашим данным, предложение о возврате Церкви ее собственности будет вплотную рассматриваться уже осенью этого года в Государственной Думе. Слышали ли вы об этом, и если да, то как можете прокомментировать данное предложение?
— Этого я не слышал.
— Как нам известно, на протяжении последних нескольких лет в Волгоградской области было предпринято несколько попыток возвратить сельскохозяйственные угодья и имущество РПЦ. Что удалось вернуть церкви за эти годы?
— Часть земель все-таки вернули: где 300 гектаров, а где и 500. У Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря сейчас находится 200 гектаров пахотной земли, сдаваемой в аренду; есть лес, луга, питающие коров, коз и мелкую живность. Сдают земли в аренду и другие монастыри, получая за это пшеницу, сено, масло и так далее. Обрабатывают землю и сами: где держат небольшие огороды, а где и косят сами трактором сено.
Трагедия в том, что церковное имущество нашей области по большей части бесследно пропало. Ответственность за это, как известно, никто не понес, а компенсировать потери — хотя бы не брать налоги с той земли, где стояли храмы и монастыри, — власти до сей поры не хотят. Восстановление наших святынь доставляет нам множество хлопот, приходится все брать большой кровью. Никто не хочет понять, что мы потеряли почти всю собственность — храмы и церковно-приходские школы, монастырские угодья и земли, никто не хочет пойти навстречу в деле восстановления нормальной духовной жизни в регионе. Отсюда и проистекают мои проблемы, как епархиального архиерея. На государственные средства не построено и не отреставрировано ни одного здания. Очень много зависит и от архитектурной братии, которая относится к нам неблагожелательно. О компенсации потерянного речь не идет: можно все отнять и разрушить, а возвращать и воссоздавать стесняются. Стесняются дать разрешение на восстановление Александро-Невского кафедрального собора на месте близ исторического. А сколь долго мы добивались разрешения строить храм Всех Святых на Мамаевом кургане! С постройкой Иоанно-Предтеченской церкви сколько нам трепали нервы все власти, хотя справедливости ради надо сказать, что и помогали многие. Военные передали нам здание Свято-Духовой обители, где мы смогли вернуть людям возможность духовного образования, и церковь святой Параскевы Пятницы. От случая к случаю кто-то помогает из благотворителей, например, Петр Савенков (директор "Волгоградмясомолторга". — Ред.) с сотрудниками практически восстановил храм в Карповке. Не без добрых людей вознесся к небу храм преподобного Сергия Радонежского. Городская администрация договорилась с военными, чтобы те отдали нам здание общежития прапорщиков. В некоторых местах, как, например, в Камышине, Волжском, Фролово, отчасти в Михайловке нам идут навстречу. Но в целом мы просто бедствуем, выступаем как нищие просители, ведь за все надо платить — за воду, электроэнергию, коммунальные услуги. В европейских странах существует добровольный для граждан церковный налог. Государство, так же как и здесь отделенное от церкви, помогает ей, а мы продолжаем жить за счет совершения частных богослужений, чего в лучшем случае хватает лишь на содержание храмов и духовенства. Слава Богу, перестали говорить о налогообложении за так называемые "богослужебные услуги".
— Есть ли сведения о том, сколько имущества и земель было у Царицынской епархии до революции?
— Ранее Церковь при помощи верующих содержала в надлежащем состоянии и обустраивала источники, пруды, леса, строила еще в XIX и начале ХХ века первые в наших местах электростанции, обсерватории и типографии. Так, Кременской монастырь имел почти 500 голов крупного рогатого скота, виноградники, фруктовый сад в полторы тысячи деревьев. Обителям принадлежали тысячи десятин земли, мельницы, конные заводы, множество мастерских, богаделен, сиротских домов и школ, а причт любого храма наделялся особым наделом, где священники часто работали сами. И сейчас есть священнослужители, не берущие зарплаты в бедном храме, а для содержания семьи, например, как в Алексеевском районе, держащие пчел.
— Чем сегодня располагает епархия, в каких трудах заняты монахи?
— Монахи заняты молитвой и посильным трудом: кто-то, кроме службы Богу, хозяйствует на пашне, кто-то строит, кто-то учительствует. Священники нашей епархии ведут и душепопечительскую работу в общественных и государственных организациях, конечно, бесплатно.
— Если будет принято решение о возврате имущественно-земельного комплекса, что бы хотелось приобрести в первую очередь, в чем епархия нуждается сегодня больше всего?
— Преждевременный вопрос. Надо, чтобы сначала появилось решение о передаче, а тогда мы будем договариваться с властями. Желательно возвратить Русской Православной Церкви земельную собственность тех мест, где стояли наши храмы. В Царицыне — это Скорбященский, Вознесенский, Никольский и многие другие. Необходимо, чтобы нам безвозмездно возвратили историческое место Свято-Духова монастыря, и не за мифические квартиры для военных, которые требуют у церкви и которых у нее нет. И не препятствовали бы восстанавливать исторический облик нашего города, в частности с собором святого князя Александра Невского. А то возникает такое впечатление, что власти не любят свой город.
— Есть ли примеры в нашей области, когда местные главы администраций сами нарезают земли монастырям либо оказывают другую помощь?
— С землей для Вознесенского мужского монастыря в станице Кременской не было проблем после единственного разговора с местным начальством, а в Усть-Медведицкой и Гусевской обителях поначалу не возвращали имеющиеся здания, пока они не пришли в запустение. В Гусевке только сейчас освободили игуменский корпус. Как правило, отношение бессовестное и недоброжелательное: ждут, когда до конца здания развалятся, и тогда передают. На территории Дубовского женского монастыря до сих пор живут посторонние люди, хотя, наверное, местным властям можно было бы скооперироваться с монастырем и переселить их. Общее тяжелое состояние экономики не располагает к тому, чтобы власти заботились о духовных нуждах верующих. Они забывают, что церковная собственность — тоже народная, и народ имеет право пользоваться ею по назначению.

Записала Екатерина АЛЕКСАНДРОВА.

ОТ РЕДАКЦИИ
Разумеется, в деле возвращения РПЦ ее собственности пока больше вопросов, чем ответов. Если Госдума и Совет Федерации примут принципиальное решение, придется провести огромную нормотворческую работу: пересмотреть некоторые положения недавно принятого Земельного кодекса, решить проблемы организационно-правовых форм новых хозяйственников и т. п. Кроме того, на первых порах нужно будет материально поддерживать хозяйствующие общины, вплоть до выделения льготных кредитов и техники в лизинг. Но игра, пожалуй, стоит свеч.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования