Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВРЕМЯ МН": Пасха с барабанами. В праздничное воскресенье открылся Второй московский пасхальный фестиваль


Нечасто увидишь Кобзона с Церетели, целующихся у входа в Большой зал консерватории.

Для этого они обычно избирают менее облупленные фасады. Однако Валерий Гергиев, открывавший в столице свой личный фестиваль, собрал немало экзотической публики. Под отчаянно звонящие колокола церкви Малое Вознесение, что прямо напротив, съезжались машины не случайной расцветки; логично встал у консерваторской колоннады и "рафик" "скорой помощи".

Начало назначили на 21.00, чтобы не рисковать. В Москве Валерий Абисалович меньше, чем на полчаса, никуда не опаздывает. Но и ежедневные перелеты его из одного конца света в другой тоже поражают — у другого давно бы от изнеможения палочка дирижерская выпала из рук. В Санкт-Петербурге, где Гергиев, как известно, руководит Мариинским театром, говорят, что первый звонок на спектакль дают, когда он отбывает из аэропорта, второй — когда проезжает Московские ворота, третий — когда открывает дверь в Мариинку...

На этот раз с музыкой опоздали не сильно: всего на 20 минут, да и то из-за речей светских и церковных лиц во главе с Лужковым. Мэр назвал праздник "безусловно православным", с чем хочется поспорить. У нас все-таки больше условно пасхальный фестиваль скорее европейского типа, где куча мала знаменитостей (и слава Богу!). Только хоровые и звонильные концерты четко обозначают что к чему.

У нас вообще беда с церковным и нецерковным. Никто не призывает отменить все зрелищные мероприятия на время Великого поста, как это бывало до революции. Но вот, например, нынешняя Страстная неделя в Первопрестольной выдалась просто как Богу назло.

В среду Большой показал премьеру "Руслана и Людмилы" на ярко выраженные языческие темы, повторив ее в Страстную пятницу. В четверг японский оркестр блистал "Фантастической симфонией" Берлиоза, где одна из самых сильных частей — шабаш ведьм. В Страстную субботу на Новой сцене Большого романтический король в "Песнях Гурре" Шенберга бросал Создателю дерзкий вызов: "Ты идешь неверным путем (!), значит, ты тиран", е-мое.

И вот, наконец, в Пасхальное воскресенье на открытии фестиваля нас попотчевали воспевающий языческий дух "Свадебкой" Стравинского. Или кто-то скажет, что все эти дикие барабаны соответствуют настроению Светлого праздника?

Экстаз, в который, по обыкновению, вошел Валерий Абисалович, обеспечил при этом великолепное звучание и хора, и оркестра, и солистов. Четыре игравших на сцене рояля тоже вполне ему по масштабу. Нет, что ни говори, удовольствие немалое. Не на ту только почву попало.

В который раз убеждаешься, что драйв и духоподъемность — вещи разные. И последовавшая после антракта Пятая симфония Чайковского стала скорее демонстрацией идеальной техники и послушности Мариинского оркестра, который — прикажи ему — под указкой Гергиева отобьет в рядок ирланд- скую чечетку. Где-то шаман Гергиев не просто дирижировал, а, скажем "языческим" слогом, наяривал — темпы перекрывали возможности восприятия, рука тянулась за валидолом. И как только его музыканты, звучащие струнка в струнку, успевают все это выигрывать? Вспомнилась карета "скорой помощи" у подъезда.

Стремительным бисом (или бесом?) просвистела увертюра к "Руслану и Людмиле" — к этому времени маэстро уже был завален и заставлен цветами, преимущественно белыми, как святыни в церкви по большим праздникам. Видимо, сей бис был выбран им в укор Большому театру, где на премьере увертюра выглядела вяло и скучно (как, впрочем, и вся опера, на которой Гергиев — можно представить, с какой усмешкой, — был и ушел вместе с Путиным).

В общем, любимая тема лекторов первых лет советской власти "Старое и новое" дала странный виток, ибо отныне мы имеем дело с полной мешаниной язычества, которому так подошли гергиевские бешеные до авангардности темпы, с благопристойным христианством, обеспечиваемым хоровыми церковными концертами и Звонильной неделей.

Как бы там ни было, до 10 мая, бросив сады и огороды, москвичи будут прорываться на звезд первой величины, зазванных лично Гергиевым на его Пасхальный фестиваль. Это только такой мощный суггестор, как он, смог обаять "Компанию ТрансТелеКом", не пожалевшую денежных средств, "Аэрофлот", давший большие скидки на перелет артистов, и отель "Мариотт-Аврора", который их бесплатно расселил.

Ближайший концерт — во вторник, в Доме музыки на Красных холмах: с гергиевским оркестром впервые выступит Михаил Плетнев: прозвучит Третий концерт Рахманинова. Кому как — а меломанам опять сенсация.

Наталья Зимянина 

"Время МН", 29 апреля 2003 г. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования