Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ФЛУКС": Миссия "миссионера" или Что привело Кураева в Молдову?


В последнее время заметно вырос интерес спецслужб к Церкви. Агент безопасности № 1 в Молдове Валерий Пасат внезапно впал в благочестие и, даже не ведая об истинных правилах Веры, возвел себя в защитники "основ Православия" и на этом основании заранее  стал формировать имидж  гуманистической партии. Много месяцев подряд улицы Кишинева и всех городов Молдовы, а также республиканские и районные дороги были утыканы дорогущими крупногабаритными панно с портретами корифеев Православия: митрополита Владимира Кантаряна и агента безопасности Валерия Пасата. Это обстоятельство может свидетельствовать об обратной связи – церкви по вкусу политика. Московская Патриархия через свой департамент Внешних Церковных Связей сообщила нам, что ее митрополия в Республики Молдова вольна поддержать любую партию, какую только сама пожелает.

Ранее мы уже касались этого вопроса. Напомню заголовок опубликованной этой весной статьи: "Филат + Пасат = Лучинский". Тогда, за несколько месяцев до официального вступления Пасата в политику, мы рассматривали, кто и как вкладывался в новый проект, и сколь велик "старец" Лучинский, особенно в качестве величайшего христианина, самого любимого и самого ценимого в Бухаресте, среди бессарабцев.

Если вновь осветить эту тему, то ради точного соответствия сегодняшнему дню придется переиначить заголовок статьи: "Филат + Пасат + Кураев = Лучинский". Давайте узрим, почему именно так. И, прежде всего, узнаем, кто этот новый персонаж в этой истории.

Вот - человек и "миссионер"

Стало быть, Андрей Вячеславович Кураев – дьякон Московской Патриархии. Родился 15 февраля 1963 года в России, официально проживает в Москве. Часть детства провел в Праге, в Социалистической Республике Чехословакия, где находились по долгу службы его родители. В школьные годы редактировал газету "Атеист". Учился в Московском государственном университете, на кафедре научного атеизма философского факультета. Принял крещение осенью 1982 года, в возрасте почти 20 лет. Знает румынский язык, поскольку в советское время был направлен Московской Патриархией с согласия КГБ на изучение теологии в Румынию, где находился два года (так же как нынешний епископ Юстиниан Овчинников, бывший Тираспольский, и рупор прессы Дмитрий Чубашенко, награжденный Михаем Гимпу Орденом Республики, бывший кандидат в списках ЛДПМ, а сейчас ярый адепт партии Пасата). Определённое время он был референтом Патриарха Алексия Второго. Большую часть времени Кураев проводит как "миссионер" в лоне Грузинской Патриархии, точнее в Абхазии. Приверженец решения чеченского вопроса силовыми методами. Ввел концепцию "агрессивного миссионерства". В последнее время курсирует между Москвой, Бухарестом, Кишиневом и Тирасполем. Читал лекции в Славянском Университете в Молдове. Автор учебника "Основы православной культуры". Дьякон поддерживает проект Пасата по введению в школах Республики Молдова обязательного курса "Основы православия". Некоторых, с кем он лично общается, назовем поименно: экс-президент Лучинский, посол Российской Федерации в Кишиневе Валерий Кузьмин, премьер-министр Владимир Филат, митрополит Владимир Кантарян, епископ из Бельц Марчел Михэйеску, епископ из Тирасполя Савва Волков, благочестивейший из благочестивых и вечный кандидат во епископа Никодим Вулпе из Оргеева, разумеется, самый православный из православных, Валерий Пасат и – кто бы Вы думали? – министр Образования и Науки из Бухареста, Даниел Петру Фунериу (ЛДП), инициатор исключения "Религии" из школ Румынии и отмены изучения Михая Эминеску в рамках школьной программы на основании того, что это устаревшие и незначительные произведения в сравнении с Шекспиром и Гёте. В этот список мы не включаем, сколь ни было бы это любопытно, персон из Абхазии, с которыми поддерживает самые добрые отношения дьякон Андрей Кураев.

Гости незванные, но частые

Чтобы точно понять, сколь велико миссионерское рвение дьякона Андрея Кураева, достаточно отметить, что за полтора месяца предвыборной кампании этот атлет русского православия ступал на землю Молдовы четыре раза: 24 сентября, 1 октября, 11 октября и в первую декаду ноября. Эти данные выложены в интернете и могут быть проверены каждым, кому это интересно.

Претекст, текст, подтекст и контекст

Многие все спрашивают и спрашивают, и вполне обоснованно: что привело "миссионера" под прикрытием в Кишинев, Бухарест и Тирасполь? Какова реальная цель и миссия этого "миссионера" в Республике Молдова и Румынии? Какое задание он выполняет? Как соотносится миссионерский – говоря старым языком, претекст, а современным – попросту предлог, с текстами, которые нам скармливают, но, особенно, как соотносятся у нас политический подтекст и контекст?

Загадок в проекте, в котором фигурирует дьякон Кураев, куда больше, чем мы можем за один раз разгадать – не найти ответы на все вопросы, вставшие перед нами. Все-таки, не столько из любомудрия или любопытства, сколько из великой важности ставок в этом проекте, постараемся найти хотя бы несколько ответов. Именно этому и тому, чтобы разглядеть связь между претекстом, текстом, подтекстом и контекстом, послужат собственные речи незванного "миссионера" и ряд мнений, высказанных другими наблюдателями религиозного феномена в Республике Молдова и его взаимопроникновения с политикой.

Кураев + Филат + Пасат + Лучинский

11 октября 2010 года дьякон Кураев сообщил в своем блоге, что встретился с премьер-министром Владимиром Филатом. И встреча прошла по инициативе премьера. Отвечая на реплику писателя и монаха Саватия Баштового, дьякон подчеркнул: "Ну да, и именно для этого встречался с антикоммунистом Филатом и по итогам встречи дал добрый отзыв о Филате. Для этого я защищал поддержку митрополитом Владимиром Валерия Пассата (еще один антикоммунистический политик) с его идеей преподавания "основ православия". Эта полемика была открыта в связи с интервью "Кишинев и Тирасполь могли бы стать пятым Римом", данном дьяконом Кураевым газете "Комсомольская правда".

Интересная полемика

"Семейная" дискуссия между двумя клириками Московской Патриархии – к нашим услугам в блоге Саватия Баштового: интересная информация и мнения, которые мы просим позволения представить полностью, поскольку они прекрасно отражают истинную подоплеку и не могут противоречить объективности. Оговоримся при этом, что в ряде других случаев мы не подпишемся под идеями этого священника и ранее даже позволяли себе упрёки в его адрес.

Вот что пишет Саватий Баштовой: "Издание "Наша Абхазия" обвиняет Андрея Кураева, что он агент русской безопасности, выполнявший миссии в республиках, представляющих особый интерес для России.

"Напомним, что протодьякон Андрей Кураев сейчас живет в Абхазии, куда он был направлен Госуниверситетом Москвы, чтобы преподавать в Университете Абхазии",- информирует абхазский источник. "Отсюда он перемещается в республики, которые представляют особый интерес для российских спецслужб. Само пребывание Кураева на грузинской территории, оккупированной Россией, без согласия Грузинской Православной Церкви является нарушением канонической юрисдикции Грузинской Церкви, сама же Русская Православная Церковь оправдывается тем фактом, что Кураев не был ею послан, а находится в Абхазии по линии МГУ. Вместе с тем, нет ни единого сомнения, что его пребывание в оккупированном регионе имеет куда более широкие цели, преследующие полную аннексию региона", - заключает абхазский источник.

Ситуация напоминает скандал, спровоцированный на днях в Кишиневе миссионером №1 Московской Патриархии. Перемещаясь по маршруту Москва - Бухарест - Кишинев - Тирасполь в "частных" целях, как он заявил прессе, протодьякон Кураев решил организовать, по ходу, и конференцию в Теологической Академии Кишинева. Но сначала, чтобы увеличить посещаемость, он сделал ряд богохульных деклараций на двух телеканалах Молдовы, назвав ряд молдавских священников "сектантами", "подонками", "фюрерами", вызвав тем самым скандал, который закончился "тасканием его за бороду". Из Кишинева московский дьякон уехал в Тирасполь, где приднестровская пресса представила его как жертву насилия в Кишиневе над русским публицистом.

Его напрямую сделанные декларации в поддержку промосковских политических лидеров московский миссионер представляет так, будто они соответствуют церковной этике и не выглядят политическим актом.

Протодьякон Андрей Кураев – автор учебника "Основы православной культуры", одобренного Правительством Российской Федерации для преподавания в школах. Его миссия в Молдове не может быть понята иначе, чем попытка отменить решение Правительства Молдовы об отклонении проекта-клона Валерия Пасата – "Основы Православия" -  в пользу предмета, названного просто "Религия" по румынской модели. В своих телевизионных декларациях в Кишиневе московский дьякон в ряде случаев утверждает, что предмет под названием "Религия" строго конфессионален и может дать право родителям отказаться от него.

Неужели Кураеву и тем, кто стоит за его спиной, удастся ввести Россию в школы Молдовы вместо Религии?"

Политика, геополитика, панславянство, геодуховность?

Однако вернемся к текущим делам. Ничто не привлекло бы нашего внимания и не насторожило бы во всей этой истории, если бы дьякон Кураев прибыл бы в Кишинев по приглашению промосковского иерарха и с его полного благословения, ограничился бы церковными рамками, как примерный и бескорыстный миссионер, каким он претендует именоваться. Поскольку его собственные визиты выявили больше политических связей, чем церковных, хорошо бы обратиться к нескольким существенным деталям, чтобы четко понять суть вещей. Андрей Кураев сам расписал в своем блоге 7 ноября 2010 года свои планы на последующие дни. Из его коротких заметок многое можно уяснить. Он пишет: "В понедельник утром надеюсь быть на службе в храме св. Димитрия (та  самая церковь, которую регулярно посещает  Его Превосходительство Мариус Лазурка, чрезвычайный и полномочный посол Румынии в Республике Молдова – прим. Авт.). Во вторник в 13 часов лекция в Славянском Университете Молдовы (организатор - председатель Русского Собора, настоятель русского православного прихода Св. Георгия г. Кишинёва). Предполагается также беседа с митр. Владимиром, послом РФ в Молдове, бывшим президентом Молдовы Петром Лучинским... И, конечно, пресса". Слишком много для простого и не званного никем православного "миссионера" с пропиской в Москве и местом жительства в Абхазии! Включение Петра Лучинского в список запланированных встреч служит доказательством, что это не единственная их встреча. В телепередаче 9 ноября, дьякон Кураев заявил, что также встречался в Кишиневе - разумеется, совершенно случайно - с Петром Лучинским, и именно в том ресторане, в котором бывший второй секретарь ЦК КП Таджикской ССР, он же первый секретарь ЦК КП МССР и бывший член Политбюро ЦК КПСС, вступал в теологические диспуты "с тибетским монахом". Дьякон Кураев имел неосторожность признаться, что находится в давних отношениях с Петром Лучинским, еще "с тех пор, как Лучинский был членом Политбюро ЦК КПСС", и они вместе участвовали во "встречах молдаван в Москве". Из всего, что он написал в своем блоге, заявил на публике и из того, что отметили внимательные наблюдатели церковной и политической жизни в Республике Молдова, становится ясно, что дьякон Кураев отнюдь не случайно находится в Кишиневе, Бельцах и Тирасполе, что подавляющее большинство из тех, с кем он контактирует, это персонажи из окружения Петра Лучинского, и миссия его куда шире "миссионерской".

Какова же подоплека?

Многие представители духовенства из лона промосковской Митрополии подтверждают, что визиты незваного русского дьякона имеют двойную подоплеку: политическую и церковную. Политическую подоплеку прояснить нетрудно. О церковной задаче догадаться сложнее: представлена как "миссионерская" деятельность, за которой можно укрыть что угодно. Слухи из Митрополии дают явственное представление о миссии, конечной целью которой является смещение митрополита Владимира Кантаряна с занимаемой должности. Интересы Русской Церкви требуют изменений в Кишиневе ради укрепления своих позиций. Таким образом, становится очевидно, зачем без ведома самого автономного из автономных митрополита Владимира  Кантаряна епископ Тираспольский Юстиниан Овчинников был в прошлом году заменен на епископа Савву Волкова (ответственного за отношения с армией, милицией и силовыми структурами России), почему "голубая партия" так настойчиво продвигает "благочинного" Никодима/Иона Вулпе из Оргеева на архиерейский чин, почему митрополит Марчел Михэйеску из Бельц (старый приятель Игоря Смирнова), участив в Москву, без ведома своего митрополита, с делом и без дела, отчего дьякон Кураев обласкан бельцкой русскоязычной прессой и почему митрополит Владимир, будучи достаточно осведомлен о деталях этой игры, ко всеобщему удивлению, подчеркнул свою открытость по отношению к Бессарабской Метрополии. Может быть, через непродолжительное время митрополит Владимир появится под прожекторами прессы и поделится с нами своими мыслями о внутренних распрях Церкви и об их подоплеке. Пока же можно только утверждать, что миссия дьякона Кураева в Республике Молдова касается широкого круга интересов на пересечениях политики и Церкви, возможно (почти точно) между ними стоят и секретные службы. Были разговоры и о масонском следе, но здесь у нас нет никаких доказательств, так что до их появления оставим этот вопрос любителям досужих словопрений.

Какую "миссию" проводит Кураева среди политиков ?

Русский дьякон утверждает, что Владимимир Филат его разыскал с просьбой сделать ему одолжение и провести "миссионерскую" встречу. Встреча между ними состоялась. Правительство не представило нам никаких деталей о данном свидании, скрытом от посторонних глаз. Нас не осчастливило ни одно сообщение прессы. И дьякон Кураев с особым усердием избегает вопросов о том, какую тайную дискуссию он вел с либерал-демократом №1, бывшим советским пограничником в войсках КГБ. Русский дьякон не рассказал ничего и том, какие богословские диспуты в Кишиневе он вел с Петром Лучинским и Валерием Пасатом, коим он добрый старый товарищ.

В процессе воссоздания полной картины из разрозненных деталей приходим к заключению, что дьякон Кураев является политическим эмиссаром, отправленным с конкретной миссией в Республику Молдова. Точно так же, как в других случаях его отправляли в Белоруссию, в грузинский регион Абхазию или… в Бухарест. Кого представляет Кураев, или кто стоит за его спиной? Поживем – увидим.

Влад Кубряков

Газета "ФЛУКС", Кишинёв, 12 ноября 2010 г.

Перевод с румынского


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования