Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВРЕМЯ МН": Логика джихада. Когда же закончится война в Ираке?


Вопрос, который после взятия Багдада может показаться ненужным. Страны антииракской коалиции и те, кто просто следит за ходом военных действий, надеются, что американская тактика молниеносной войны принесла успех и взятие столицы означает полную и безоговорочную победу. Но те, кто задает такой вопрос, проявляют не праздное любопытство. Столкновение двух цивилизаций в Ираке, мусульманской и христианской, может еще раз продемонстрировать сложность и неоднозначность военной стратегии европейского типа, когда война и мир четко отделены друг от друга и когда военные действия сопровождаются открытым вооруженным сопротивлением и предполагают логический конец с назначением нового правительства и капитуляцией армии противника. Но давайте обратимся к опыту колониальных войн, к опыту борьбы СССР в Афганистане. И здесь мы встретим немало примеров иного подхода к войне, когда мирная жизнь и вооруженное сопротивление неразделимы. И тревожные сообщения из Ирака о террористах-смертниках, которые скупо доходят до нас с экранов телевизоров, свидетельствуют, что внутреннее сопротивление в Ираке не подавлено.

Война в Ираке похожа на многослойный пирог. За политическими и экономическими причинами военной агрессии лежит другой культурный пласт. Военная тактика противоборствующих сторон демонстрирует, насколько различны столкнувшиеся в Ираке цивилизации. Рискну предположить, что мы присутствуем при проявлении глубинного конфликта между христианским и мусульманским мирами, которые расширились настолько, что стали перед необходимостью раздела культурного и географического пространства. И в этом смысле заявление американского президента Джорджа Буша о том, что в Ираке началась третья мировая война, совершенно оправданно. Передел мира — основное последствие мировой войны, и он неизбежно последует. Уже сегодня мы видим, насколько сильно изменилась мировая политика, практически полностью "выключив" интересы ООН из сферы принятия решений антииракской коалиции. Из многополярного мира, просуществовавшего чуть более десяти лет после окончания "холодной войны", мы вступили в иной геополитический расклад.

Мусульмане говорят: "Мактуб" — так предначертано, так предопределено. Сопротивляться предопределенному бесполезно. Данность не может быть изменена, сильный человек покорится и выдержит испытания. Для мусульманина не может быть ничего благороднее, чем заслужить Божью милость, полностью предавшись Его воле. Он готов к упорной внутренней борьбе против всех желаний, которые могут соблазнить его уйти с истинного пути добра и благочестия. Христиане говорят: "Судьба". Она не равна предопределенности. Свободная воля позволяет человеку бороться и искать способ удовлетворить свои желания.

Неравнозначность этих понятий показывает, насколько разные в духовном и психологическом плане подходы к войне у противоборствующих армий. Молниеносный бросок и мгновенная победа отвечают культурным требованиям западной цивилизации. Безусловная ценность человеческой жизни требует сохранить как можно больше солдат и при помощи техники выигрывать сражения. Логика джихада иная. Человек — дыхание Бога, его жизнь предначертана Аллахом, и смерть в священной войне для мужчины почетна. Для США молниеносный бросок и быстрая победа были единственно возможной тактикой. Чем дольше по времени военные действия, тем выше риск морального поражения. Втягивание противника в длительное противостояние, как показывает опыт Афганистана и той же Чечни, позволяет развернуть широкое гражданское сопротивление и перевести военные действия из плоскости европейско-христианского восприятия войны в плоскость исламской логики, где человеческая жизнь не так ценна, где свобода воли заменена предопределенностью.

Самое опасное для Ирака — организованное военное противостояние. Ирак проигрывает по уровню боевой мощи и вооружения. Поэтому формальное завершение войны — взятие Багдада для Ирака означает начало более выгодного военного расклада, когда внутреннее сопротивление переходит в плоскость гражданской войны. Пропустить противника на собственную территорию для иракцев не означает потерпеть поражение. Даже за пределами провозглашенной США победы для мусульман война не закончится. Ведь джихад может продолжаться и после официальной победы.

Слово "джихад" происходит от корневого слова в арабском языке, означающего "стремиться, прилагать усилие". Это — стратегия затяжной гражданской войны. Джихад прежде всего обращен к человеку, к личности. Истинно верующий должен посмотреть внутрь себя и увидеть собственное стремление отстоять "истинные ценности" и принять борьбу и смерть с гордостью. Все мы ошибаемся, никто не является совершенным, кроме Бога, так учит Коран, поэтому необходимо настойчиво стараться вести священную войну внутри самих себя, чтобы стать более совершенными инструментами Бога, которыми он может располагать в случае необходимости и повернуть его против неверных. Такой индивидуальный аспект выводит военное сопротивление за пределы государственных интересов, экономических потребностей и обращает его к человеку, который пришел в этот мир не для того, чтобы устроить свою жизнь, а только для того, чтобы выполнить предначертанное. Логика, направленная на подавление свободы воли в том понимании, в котором западная христианская цивилизация абсолютизирует это явление. Такая логика близка терроризму, близка крайним формам экстремизма, близка гражданской войне.

Психологический ответ Ирака США может быть по последствиям весьма ощутимым. Ведь мусульманин в Ираке и мусульманин в США могут воспринимать логику джихада совершенно идентично. Как показывает исторический опыт, мусульманские страны очень плохо выдерживают открытое военное сопротивление и уступают по тактике и духу в прямом столкновении. Но по уровню гражданской войны и культурного сопротивления они часто оказываются гораздо выше. Теперь, когда Багдад взят, еще рано говорить о победе. Мир может ожидать новая волна терроризма.

Олег Пантелеев, член Совета Федерации РФ

23 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования