Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Шариат вместо Саддама. После свержения диктатуры порядок в Ираке поддерживают "народные дружины", созданные при мечетях


"В основу новой конституции Ирака будет положен шариат", - заявил Мухаммед аз-Зубейди, провозгласивший себя мэром Багдада. Американцы тут же дали понять, что не признают аз-Зубейди "законным градоначальником". Но проблемы это не сняло. США могли бы, конечно, проигнорировать мнение мэра-"самозванца", если бы тот не был заместителем лидера Иракского национального конгресса (ИНК) - будущей "партии власти".

Руководителю ИНК Ахмаду Чалаби пришлось оправдываться за своего "вице": "В Ираке не будет исламской теократии, однако религиозные партии, конечно же, сыграют заметную роль в будущем страны".

"Ираку нужна новая конституция, которая бы удержала религиозные партии от создания исламского государства, - считает Чалаби. - Это будет либеральная конституция, при которой произойдут всеобщие выборы". На это рассчитывают и американцы - не для того они свергали Саддама, чтобы его место заняли аятоллы по примеру соседнего Ирана.

Одержав военную победу над режимом Хусейна, американцы вполне могут уступить в политических баталиях вокруг будущего Ирака. США не скрывают, что хотели бы создать на Ближнем Востоке "эталон демократии". Проблема только в том, что сами иракцы, похоже, не торопятся стать "демократической витриной".

Сначала "граждане освобожденной страны" вынесли все, что могли, из брошенных президентских дворцов, музеев и квартир зазевавшихся соседей. А теперь иракцы стараются навести порядок на улицах собственных городов. Пока что успешнее других борются с преступностью, голодом и мусором "народные дружины", созданные при многочисленных мечетях. Именно они и являются сейчас реально действующей местной властью. Своего рода "религиозная полиция". Отсюда недалеко и до "стражей исламской революции".

На прошлой неделе традиционная пятничная молитва в Багдаде завершилась многотысячной демонстрацией, самыми популярными лозунгами на которой стали: "Америке - нет!" и "Ираку - законы шариата". Когда порядок у местных жителей ассоциируется исключительно с исламским духовенством, иракцев не так-то просто будет убедить в преимуществах демократии.

Американцев пока что подводит провозглашенный Пентагоном принцип "Закончим войну - займемся порядком". Подводит во второй раз. В Афганистане они также отдали наведение порядка на откуп своим союзникам из антиталибской коалиции. А в итоге амбициозные полевые командиры диктуют властям страны правила игры. Президент Хамид Карзай - светский политик, ориентирующийся на Штаты, - чувствует себя хозяином лишь в Кабуле, да и то не во всех кварталах.

Вместе с талибами ушло в прошлое хоть какое-то подобие централизованной власти, зато постепенно возвращается талибский отчаянный исламизм. В Кабуле запрещают иностранные сериалы, в провинциях восстанавливают суровые законы шариата, женщин вновь заставляют кутаться в чадру. Афганцам, впрочем, западной демократии и не обещали. Зато обещали иракцам.

"Разумеется, нам необходимо исламское государство, - откровенничает в интервью агентству Рейтер 35-летний шиит Саид аль-Хашеми. - В исламском государстве не будет воровства, не будет хаоса". Профессор университета в Мэриленде Шибли Тэлами считает, что "религиозные группы могут очень быстро обеспечить народную поддержку, быстрее других организуются и распространяют в массах собственную идеологию".

Вакуумом власти в Ираке успешнее всех воспользовались духовные лидеры местных конфессий. Саддам создал в стране светскую диктатуру. Но с ее падением выяснилось: самыми авторитетными людьми в Ираке являются священнослужители, которые не питают особых симпатий к Западу.

США могут как угодно долго сохранять свой военный контингент в Ираке, но это отнюдь не гарантирует победы на будущих свободных и демократических выборах проамериканских политических сил. 60 процентов иракцев - шииты, которые во времена Саддама были лишены возможности занимать заметные государственные посты. Сейчас у шиитов велико желание восстановить справедливость, отомстив суннитам за прежние обиды. Шиитов поддерживает соседний Иран, американцы же стараются сохранять в межконфессиональных спорах нейтралитет.

Правда, по мнению эксперта по Ближнему Востоку в американском Heritage Foundation Джеймса Филипса, "если шииты в Ираке получат всю полноту власти, то на помощь своим братьям-суннитам могут прийти Саудовская Аравия и Иордания". Ахмад Чалаби, который станет "самым главным иракцем" во временной администрации, между прочим, исповедует шиизм. Он, правда, называет себя "светским человеком", но суннитам от этого не легче.

В любом случае американцам придется непросто. В Вашингтоне, возможно, даже не предполагали, насколько быстро иракцы прекратят праздновать свержение Саддама и займутся поиском новых лидеров. Займутся самостоятельно, не дожидаясь советов от освободителей.

Владимир ДУНАЕВ

22 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования