Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": "В нашем стаде появились волки"


Шельмуют псковского священника Павла Аделъгейма (из немцев), посмевшего написать полемическую книжку (тираж 1000 экз.), касающуюся болезненных проблем оскудения хрис­тианства в современной церковной жизни. Теоретическую часть книги автор проиллюстрировал примерами из жизни — своей и других псковских священников, а также начальствую­щего над ними епископа преосвященного Евсевия.

Пять лет прошло с тех пор, как замечатель­ный и всемирно изве­стный русский иконописец архимандрит Зинон Теодор был запрещен в священнослужении, изгнан из клира Псковской епархии и выслан из Мирожского монастыря. Как древнерусская иконопись, из тысяч замечательных масте­ров которой лишь немногие имена среди моря забытых по­мнят сугубые специалисты, прославлена в Андрее Рублеве и Дионисии, так возрождение иконописного мастерства, бес­спорно, является признанной во всем мире выдающейся зас­лугой именно Зинона. Вина которого и осужденных вместе с ним монахов Иоанна и Пав­ла состоит лишь в том, что они приняли причастие на службе, совершенной в монастыре их гостем, католическим священ­ником итальянцем Романе Скальфи. Причем потом ока­залось, что один из двух това­рищей по несчастью пострадал случайно, так сказать, по ошибке: архиерей, не разоб­равшись, но пользуясь слуха­ми, наказал его за то, чего он не делал и делать не мог, так как в этот день его не было в монастыре. Всем это сегодня известно, включая, разумеет­ся, самого архиерея, но "ошибку" никто не собирается не только исправлять, но и признать не собрались за пять лет — где уж тут говорить о том, чтобы хотя бы извиниться перед невинно пострадавшим! В мутных межцерковных отношениях католиков и православных не разобрались за тысячу лет целые поколения уче­ных-богословов, но никто ни­когда не посмел усомниться в подлинности обеих ветвей Цер­кви, в действенности Таинств. Поэтому совместное причастие, которое то запрещается, то раз­решается (последний раз в 1969-м), то вновь "откладывает­ся" (по решению 1986 г.), безус­ловно, не может считаться пре­ступлением, достойным столь строгих мер. Тем более что как только самим иерархам Церкви, как не раз бывало за последние десятилетия, вдруг приспичит по причине политической целе­сообразности в очередной раз побрататься с католиками, все они прекрасно служат и прича­щаются друг с другом. Делал это в свое время и псковский епис­коп, принимавший католичес­кую церковную делегацию в Псково-Печорском монастыре.

Из всех псковских священников нашелся один, ко­торый решился на протест против начальственной рас­правы: за неимением иной возможности действенно вос­противиться несправедливос­ти священник Владимир Анд­реев подал прошение о своем увольнении от службы "за штат". По-мирскому: уволил­ся с работы "по собственному желанию" в знак протеста — в обычной жизни такое тоже бывает, и довольно часто. В церкви — уникальная, дико­винная редкость. И вот что он получил вдогонку от началь­ства, так сказать, "в спину": "Вы, согласно поданного Вами прошения, увольняетесь за штат, с запрещением в священнослужении, в связи с Ва­шим публичным порицанием в адрес Правящего епископа" — не ты от меня ушел, а я тебя вон вышвырнул с "волчьим билетом", чтобы неповадно было владыку холопам крити­ковать. "В связи с публичным порицанием" — велика публичность, прописанная в за­явлении об увольнении!

После этого всего, и еще многого, преста­релый священник с 45-летним стажем служения Павел Адельгейм, отсидевший при Советах за веру тюремный срок, написал свою книжку. Однако никто с ним в публич­ную дискуссию вступать не стал, но решили обойтись "до­машними" средствами. Все по­добные мероприятия имеют одну общую тоталитарную чер­ту, вытекающую как прямое следствие накопленной за про­шедшие столетия церковной беды, постепенно разложив­шей церковный организм до состояния тоталитарной священносановной секты, стремящейся окончательно замкнуть­ся в себе, с тем чтобы иметь неоспоримую и беспредельную дисциплинарную власть над своими "адептами". Черта эта состоит в неистовом (и небезуспешном) желании церков­ного начальства заткнуть рты всем чем-либо недовольным, объявить их в том числе сумас­шедшими (напоминает что-то, не правда ли?) и, по возможно­сти, скрыть неприятную правду от общества, как правило, путем заговора молчания, орга­низуемого в скандальных слу­чаях всей мощью средств, име­ющихся в распоряжении у объединенной начальственно-церковной корпорации. А средства здесь имеются нема­лые, если вспомнить трогатель­ную номенклатурную дружбу церковной верхушки с руко­водством страны и партии в со­ветские времена и выслугу лет многих наших теперешних епископов в КГБ СССР

Говорят, "кто старое помя­нет, тому глаз вон", однако в то же время "новое — это хорошо забытое старое", и методы КГБ, нынче основательно под­забытые обществом, продолжа­ют с успехом применяться в ус­воившей их от "старших по зва­нию" церковно-номенклатурной среде против своих инакомыслящих. Притом об­щественность не считает воз­можным вмешиваться во внутрицерковные разборки, види­мо, по выдвигаемой клерикала­ми на первый план причине их отделенности от государства, которой ловко научились ма­нипулировать в свою пользу церковные начальники. По­звольте, речь ведь все-таки идет не о полной изоляции "за стен­кой" или пребывании Церкви вне государства, общества и границ страны, где-нибудь, на­пример, на Луне. Все-таки ве­рующие являются гражданами страны, для которой их жизнь и судьба (зачастую прямо зави­сящая от произвола, безогляд­но творимого церковными на­чальниками) обязаны быть не­безразличны.

Ну вот, обратимся те­перь к церковным до­кументам. Привожу особо любопытные выписки из "Протокола Епархиального совета", на закрытом заседа­нии которого тридцать священнослужителей под руко­водством епископа анонимно и в отсутствие неприглашен­ного о.Павла судили книгу, а более — ее автора.

"...Книга говорит о ду­шевном нездравии иерея Пав­ла. Иерей Павел — церковный диссидент...".

"...Книга иерея Павла "Догмат о Церкви" — кощун­ственна. В ней — клевета на правящего епископа... Ставлю вопрос об отстранении прото­иерея Павла от служения...".

"...Книга вышеназванного автора с первых страниц сви­детельствует о его духовном кризисе. Сразу бросается в глаза отсутствие благослове­ния священноначалия на из­дание труда...".

"...Книга священника Павла Адельгейма "Догмат о Церкви в канонах и практике" является вредной для всех вре­мен и народов...".

"Тяжелая книга,она на­правлена на подрыв авторите­та Церкви...Возможно,что онаявляется своеобразной платой за финансовую поддержку от западных общин...".

"...Книга — антицерковная! Боюсь, что отец Павел делает это умышленно, как враг Церкви...".

"...Ни для кого не секрет, чтоотецПавелвыставлял свою кандидатуру на выборах в органы законодательной власти. Видимо, ему очень хотелось приобщиться к антицерковной деятельности (выделено мной. — Автор) таких личностей, как Глеб Якунин".

"...Мы крайне обеспокое­ны той клеветой, той сатанин­ской провокацией, с которой выступил о.Павел Адельгейм. Мы обращаемся к Вашему Святейшеству с нашей душев­ной просьбой предать о. Павла Адельгейма церковному прещению за его клевету, гнусную провокацию против нашего Владыки, да и против всего Епископата нашей Русской Церкви, а его книгу считать как душевредную, подлежа­щей уничтожению...".

Не знаю, как вам, а мне эти "документы" мучительно напо­минают отточенный сталинс­кий стиль протоколов "выезд­ных троек", известных по архи­вным делам реабилитирован­ных, — стилистика совершенно та же, и убийственность аргу­ментации говорит сама за себя, являя цели и задачи "всенарод­ного одобрения политики партии и единодушного осужде­ния происков ее врагов, кото­рым — смерть!". А каковы раз­бирательства книги в отсутствие автора и без предварительного ее прочтения самими судьями, кричащими при этом: "На кос­тер их!"? Просто какие-то "Иду­щие вместе", да и только, — аг­рессии, как у молодых, а ведь все уже дедушки. Стыдно!

В последнее время что-то совсем "завя­ли" наши правозащит­ники, при том что в стране по-прежнему полно униженных и оскорбленных и помимо че­ченцев, на которых замкнулось правозащитное движение. Придется, видать, нам самим осваивать мировой опыт по за­щите наших собственных прав в борьбе с нашими бытовыми угнетателями и врагами: мест­ными чиновниками-взяточни­ками, которые взвинчивают цены на все; угнетателями, стремящимися недодать даже те африканские гроши, кото­рые они смеют совать работни­кам в виде платы; продажными начальниками; с бандитами и преступниками всех мастей, а также за доллар продавшимися им милицией, прокуратурой и судами, в которых правду до конца света не сыщешь; арми­ей, которая ненасытно пожи­рает наших детушек, — не пе­речислить бедствий, в пучину которых каждого из нас по от­дельности ввергло государство.

То же прямо касается окон­чательно охамевшего от собственной безнаказанности церковного начальства, совершен­но во всем потерявшего меру после того, как не стало на них управы в виде советской власти, — и пора обществу взять их "на контроль": откуда берут и куда девают бешеные деньги, на­клянченные у власти и богатеев от имени Народа Божия, кото­рый сами они ни в грош не ста­вят; как чинят суд и расправу над неугодными или хоть чем-то недовольными, которых се­годня, обездоленных и обижен­ных ими, полно обретается по городам и весям; как замазыва­ют и заминают грязные исто­рии, случившиеся по вине па­костников и развратников из их числа и среды, которых они с подозрительным упорством вся­чески отгораживают от суда общества и выгораживают перед судом власти, и проч., и проч.

Я предлагаю нашей обще­ственности, верующим интел­лигентам, именно мирянам, создать независимую обще­ственную организацию под на­званием, например, "Гражданс­кое содействие жертвам реп­рессивного произвола церков­ной власти" и определить ее задачей в первую очередь по­мощь (в том числе и матери­альную) тем, над кем учинили расправу церковные властите­ли, чтобы людям хоть было куда на первых порах податься. При такой организации можно было бы учредить и независи­мый общественный эксперт­ный суд, который был бы ком­петентен разобраться в церков­ных конфликтах, и предать свои нелицеприятные и не за­висящие от шкурных интере­сов начальства мнения обще­ственной огласке — ни страна, ни Церковь от этого не развалятся вопреки недобросовест­ным опасениям церковных функционеров. И нечего слу­шать шаманские завывания тех, кто желает утаивать правду ради "блага", "чтобы не было соблазна о Церкви" — более всего соблазняют именно за­малчивание и ложь "во спасе­ние" тех, кто этой правды как огня боится.

Священник Русской православной церкви, протоиерей

(Полные данные имеются в редакции)

17-20 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования