Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ.РУ": Верующим не чуждо пристрастие к СМИ


Последнее время на экранах телевизоров все чаще стали появляться прямые трансляции с церковных праздников, специализированные религиозные передачи. СМИ чувствуют, что религиозных людей становится все больше и такой эфирный "продукт" будет востребован. В канун Пасхи "Известия" решили исследовать медиа-предпочтения верующих людей.

Еще не прошло и 15 лет с начала перестройки, а отношение к вере совершенно изменилась: по данным Gallup Media на конец 2002 года, 59,3% городского населения России считают себя православными (см. таблицу 1), а вообще не причисляют себя к категории верующих всего 39,7%. Упорная борьба коммунистов с верой в Бога, казалось бы, разрушила основы традиционной религиозности; но на самом деле количество верующих восстанавливается в России впечатляющими темпами.

Процент городского населения России (в городах с населением более 100 000 чел.), отнесших себя к тому или иному вероисповеданию, по данным исследования Marketing Index фирмы TNS Gallup Media за второе полугодие 2002 года.

Религия. Процент россиян, отнесших себя к той или иной религиозной конфессии:
Буддизм 1,4
Ислам 3,1
Иудаизм 0,1
Католическое христианство 0,7
Православное христианство 59,3
Другое христианство 1,5
Другое вероисповедание 0,6

При этом более 15% опрошенных "определенно считают себя верующими", а более 51% называют себя "верующими до определенной степени". Полностью следуют предписаниям избранной веры только 1,5%, но при этом стараются придерживаться религиозных предписаний уже целых 42% горожан России.

Естественно, что в преддверии Пасхи нас заинтересовал вопрос о специфике восприятия средств массовой информации теми людьми, которые исповедуют христианство. Особенно той их части, которая не только декларирует свое вероисповедание, но и следует церковным правилам и предписаниям. Хотя бы отчасти. Таких людей в России, оказывается, не так уж мало - 38% взрослого (старше 16 лет) городского населения. Немало и тех, кто весьма прилежно выполняет религиозные каноны, - 8,3%.

Для анализа отношений наших верующих соотечественников со средствами массовой информации обратимся к индексам предпочтения. Если индекс меньше 100, это означает, что целевая группа менее, чем среднестатистический россиянин, склонна к какому-либо типу поведения. Если больше 100, то - более. Причем на сколько индекс отличается от 100, на столько процентов чаще или реже наша группа проводит свой досуг с тем или иным СМИ.

Начав, как водится, с телевидения как самого массового источника информации, мы увидим, что верующие смотрят его примерно в том же объеме, что и среднестатистический российский горожанин. Правда, чуть больше среди них тех, кто вообще не смотрит телевизор (индекс 105).

Слушание радио распадается на два полюса (правда, они не сильно выражены) - те, кто слушает радио каждый день (индекс 103), и те, кто его слушает не чаще раза в месяц или вообще никогда не слушает (индекс 105). Примерно так же обстоит дело и с чтением газет - наиболее выражены тенденции либо читать газеты каждый день (индекс 107), либо вовсе от них отказаться (индекс 104). Интересно, что такая же тенденция прослеживается и в чтении журналов. С той только разницей, что среди христиан, придерживающихся церковных предписаний, тех, кто читает журналы ежедневно, уже на 12% больше, чем среди городского населения России в целом (индекс 112), а тех, кто их не читает никогда, - на 8% (индекс 108).

А вот в Интернет верующие люди заходят существенно реже, чем среднестатистический горожанин: верующие посещают Сеть хотя бы раз в неделю на 28% реже, чем среднестатистический житель российского города (индекс 72).

В целом из данных, приведенных выше, можно сделать лишь один, но весьма существенный вывод - верующие люди в России не слишком-то выделяются своими особенностями в медиа-потреблении. А если рассмотреть вопрос чуть более подробно, то можно предположить, что отличия в потреблении средств массовой информации этими людьми вызваны отнюдь не их религиозностью. Дело в том, что среди верующих значительно больше тех, кто находится за чертой бедности или непосредственно перед ней: среди христиан, следующих религиозным предписаниям, тех, у кого денег не хватает даже на еду, на 23% больше, а тех, кто не ограничен в средствах, на 34% меньше, чем в среднем по России. Но это, кажется, единственное существенное отличие верующих от основной массы россиян. В остальном же, по данным Gallup Media, они от прочих сограждан мало чем отличаются.

Екатерина Ерошкина

"Известия.Ру", 21 апреля 2003 г. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования