Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ.РУ": Ошибочка вышла. Реставраторы уничтожили фрески XIX века


При проведении реставрационных работ в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде были вместе со слоем штукатурки сбиты фрески, представляющие культурную ценность. Комиссия Министерства культуры установила, что реставрация началась без разрешения органа охраны.

Это была обычная куча мусора. Осторожно разгребая лопаткой песок и штукатурку, мы находили маленькие фрагменты живописи и лепнины. Настенные фрески, украшавшие еще совсем недавно Преображенский храм, теперь лежали грудой осколков.

Преображенский храм, о котором речь, принадлежит Саввино-Сторожевскому монастырю. Здесь же располагается Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. Отсюда и конфликты. Что-то там не могут поделить служители культа и работники культуры. А посему, когда в храме начался ремонт, хранители музея бдительно следили за каждым шагом реставраторов. Их служебное рвение увенчалось успехом: на сбитой штукатурке были обнаружены фрагменты фресок. Реставраторы уверяли нас, что сбитые фрески художественно-исторической ценности не представляют и вообще это внутреннее дело монастыря - как украшать храм. Музей квалифицировал случившееся как варварство.

- Это же росписи XIX века, зачем их уничтожать? - возмущенно говорит директор музея Анатолий Некрасов. - Не могу понять некоторых священнослужителей! Кто бы ни был хозяин, но культура всем принадлежит.

Ясность внесла комиссия Минкульта, которая прибыла на место в разгар конфликта. Комиссия установила, что реставрация началась без разрешения органа охраны, не было исследований на предмет выявления живописи под побелкой и покраской, в результате чего и были сбиты фрагменты росписей.

- Это была хорошая академическая живопись, - утверждает член комиссии Лев Лифшиц, председатель секции монументальной живописи Федерального научно-методического совета при Министерстве культуры России. - Можно выделить два слоя. Верхний - масляный - слой мы отнесли к 1849 году, а нижний датируется началом XIX века.

- Да мы и не знали, что там были фрески, а за побелкой их не увидели, - говорит игумен Савва. - А вообще-то есть акт, подтвержденный комиссией Министерства культуры Московской области, на основании которого мы имеем право выполнять реставрационные работы. Если бы я узнал раньше о существовании фресок, я бы, конечно, никого близко туда не подпустил. Когда узнали о росписях, мы ужаснулись.

Впрочем, официально монастырь по-прежнему не считает, что памятнику федерального значения причинен ущерб, поскольку еще не до конца установлена художественная ценность росписей.

Галина КАЛАШНИКОВА, Елена СВЕТИКОВА

"Известия.Ру", 21 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования