Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА": Пасха – Светлое Христово Воскресение


"Пусть никто не рыдает о своем ничтожестве, ибо явилось общее для всех Царство. Пусть никто не плачет о своих грехах – прощение воссияло из гроба. Пусть никто не боится смерти – освободила нас смерть Спасителя. Плененный смертью, погасил смерть, Сошедший во ад, покорил ад. Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ад низвержен, воскрес Христос, и пали демоны, воскрес Христос, и радуются ангелы, воскрес Христос, и жизнь воцарилась".

Вот уже 16 веков в пасхальную ночь звучит в православных храмах проповедь святителя Иоанна Златоуста. "Радуйтесь!" – приветствовал своих учеников восставший из гроба Спаситель. Его новый ученик, епископ Константинопольский, приникая сердцем к слову Господа, раскрыл спустя 3 века всю бездонную глубину чувств и мыслей, сокрытых в этом приветствии Иисуса Христа.

Хотя Иоанн Златоуст не знал Христа при жизни, святой пережил Евангельские события в глубине своей души. Это он, Иоанн, неотступно следуя за Спасителем, разделил с ним страдания, страшные истязания и наконец мучительнейшую смерть на Кресте. Это его душа, находившаяся рядом с Марией Магдалиной, вдруг засветилась радостью, узнав в незнакомце воскресшего Учителя. Это ему, Иоанну, Господь открыл тайну Воскресения, о которой святой свидетельствовал всю свою жизнь.

Еще не исчезли следы крови, пролитой Христом в Иерусалиме, а мир вокруг стремительно начал меняться. Преображение началось в сердцах учеников, где неожиданно вспыхнуло новое, еще никем не испытанное на земле чувство пасхальной радости. Из этого чувства родилось все христианство. Не случайно в пасхальную ночь православные храмы всегда переполнены.

Вслушиваясь в торжественный звон колоколов, вглядываясь в завораживающее мерцание сотен горящих свечей в руках верующих, приникая сердцем к словам пасхальных песнопений, люди испытывают необыкновенный внутренний подъем, в личном духовном опыте переживая Воскресение Христово.

"Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

Когда христианский мир стремительно начал терять чувство пасхальной радости, ставить под сомнение сам факт Воскресения Христова, в самом конце 19 века произошло чудо. В 1898 году фотографом-любителем Секондо Пиа, посетившим в Париже международную выставку религиозного искусства, впервые был сделан снимок загадочного полотна, которое с древних времен почиталось в христианском мире как погребальный саван Иисуса Христа.

Вернувшись домой, Секондо Пиа приступил к проявке снимка и оцепенел: на темном фоне отчетливо проступили светлые контуры человеческого лица, одного взгляда на которое было достаточно, чтобы вспомнить столь знакомые с детства иконографические образы Спасителя. Лик был прекрасен, величественен и спокоен. Потрясенный фотограф просидел над изображением всю ночь, переживая в своем сердце радость встречи с воскресшим Господом.

Подобное же сильное ощущение почти в то же самое время, в начале 20 века, но совсем в другом месте, в православной России, было пережито первыми реставраторами древнерусских икон. Когда черную, как уголь, доску на глазах очевидцев начинали очищать от вековой копоти, людям неожиданно открывался преображенный мир, полный радости и ликования. Но лишь в конце 20 века Плащаница и икона наконец встретились.

Американский профессор физико-математических наук Джон Джексон, изучая изображение на Плащанице, обратил внимание на странную особенность полотна. Ткань, некогда прилегавшая к телу, а затем развернутая в плоскости, давала еле заметные искривления пропорций, что и позволило ученому, применив компьютерные программы, используемые в наши дни для дешифровки аэрокосмических снимков, получить первое объемное изображение Иисуса Христа. Как же был впоследствии удивлен профессор, когда узнал, что открытый им феномен Плащаницы, имеет многовековую историю, что он известен сегодня каждому профессиональному иконописцу и называется в иконописании законом обратной перспективы.

20 веков назад, 14 числа месяца нисана, по приговору иудейского первосвященника Каиафы, подтвержденного римским прокуратором Понтием Пилатом, был отправлен на смерть человек по имени Иисус, почитавшийся своими сторонниками Мессией, Помазанником Божиим. Приговор был приведен в исполнение в пятницу, в канун иудейского праздника Пасхи. Тайные ученики Распятого с поспешностью сняли мертвое тело со Креста, чтобы успеть похоронить его до захода солнца, как того требовала иудейская традиция.

Тело обернули в полотно и временно положили в гробницу, чтобы сразу же после праздника совершить обряд погребения. Жены-мироносицы, пришедшие к гробнице в воскресный день, чтобы омыть тело Учителя и умастить его благовониями, увидели на погребальном камне лишь пелены. Саван Христа был взят, по всей вероятности, апостолами Петром и Иоанном. До наших дней сохранился текст древнего мезарабского богослужения, в котором есть такие строки: "Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес".

С этого момента и начинается история знаменитой Плащаницы, которая была единственной свидетельницей Воскресения Христова. Плащаница позволяет нам понять, почему ни в одном из четырех Евангелий мы не находим описание внешности Иисуса. Облик Спасителя с первого века зримо являла христианам Его Плащаница. На полотне таинственным образом запечатлелся не только Лик Христа, но и все Его израненное тело, как со стороны груди, так и со стороны спины.

Плащаница бережно сохранялась апостольской общиной в Иерусалиме. Когда же над городом нависла смертельная опасность, святыню перенесли в безопасное место, в Эдесское царство. Легендарный царь Эдессы Авгарь, получивший исцеление от Нерукотворного образа Спасителя, которым, по всей вероятности, и была Плащаница, распорядился поместить святыню в специальной нише над городскими вратами.

Можно предположить, что именно здесь неизвестный художник и написал первую икону, применив при этом принципиально новую технику письма, не известную до этого в Древнем мире. Перенося образ с ткани на твердую поверхность, он воспользовался законом обратной перспективы.

Когда арабы напали на христианское царство, епископ Эдессы приказал замуровать Плащаницу в стене. С годами место, где находилась святыня, было забыто. Сохранились лишь списки да легенды, связанные с существованием оригинала. После провозглашения в 4 веке христианства государственной религией Римской империи начались паломничества по святым местам. Святая Елена, первой посетив Иерусалим, привезла в Константинополь многие христианские святыни, прежде всего Крест, на котором был распят Господь, а также иконы и легенды, рассказывавшие о существовании Нерукотворного образа.

Вскоре в искусстве Византии действительно произошли крупные изменения. Начиная с 5 века Иисуса Христа повсеместно стали изображать не символически, а в привычном для нас облике, столь отчетливо запечатленном на Плащанице. Большинство ранних икон погибло, не пережив костров иконоборческой смуты. Плащаница, однако, уцелела. В 944 году она торжественно была перенесена императором Константином Багрянородным из Эдессы в Константинополь, фактом своего явления поставив последнюю точку в споре иконоборцев с иконопочитателями.

В 1204 году, после разгрома Константинополя крестоносцами, величайшая христианская святыня перешла из рук восточного православия к западным католикам. Чтобы убедиться в ее подлинности, в Средние Века прибегали к варварским экспериментам: полотно стирали, безжалостно терли и даже варили в масле. Плащаница трижды горела, была повреждена и вновь чудом уцелела.

Для современных верующих нет сомнений в том, что Плащаница, которая в наши дни хранится в Турине, действительно является тем полотном, в которое было завернуто тело Христа. Благодаря огромной научно-исследовательской работе, проводившейся на протяжении всего 20 века, стало возможным объяснить многие ее тайны.

Лучшие эксперты единодушно подтверждают, что на пожелтевшей от времени ткани, сохранилось два изображения. Одно, написанное кровью и потом Спасителя, свидетельствует о Его крестных муках. Другое, написанное светом Воскресения, передает контуры человеческой фигуры.

Под микроскопом четко видно, что изображение состоит не из вкраплений какого-либо красящего вещества, а из внешнего побурения поверхности волокон ткани. С благоговением поклоняясь святыни, верующие в древности не могли видеть всего, что сегодня, благодаря достижениям науки, открывает нам Плащаница. Христа били и истязали сверх всякой меры. Его тело покрывают более ста рубцов, нанесенных при бичевании кожаной плетью с металлическими шариками на концах.

Терновый венок в действительности был шапкой, шипы которой раздирали кожу не только на лбу Христа, но и по всей голове. На плечах остались следы от несения тяжелого продолговатого предмета, которым была перекладина Креста. Иисусу подобная ноша была уже не под силу. Он еле шел, несколько раз падая на колено. Огромные металлические гвозди были вбиты не в ладони, как это часто изображается на иконах, а в запястья. Наконец, на боку различима открытая рана, подтверждающая тот факт, что удар копьем был нанесен уже мертвому Христу.

Незадолго до крестной смерти Спаситель произнес слова, с поразительной точностью характеризующие атмосферу нашего времени: "По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь". Плащаница, "Пятое Евангелие", предоставляет сегодня возможность каждому не только дотронуться до ран Христа, но и пережить чудо Воскресения. Она находится на той грани, где смыкается прошлое и настоящее, вера и разум, наука и религия, помогая и верующим, и неверующим начать совместное движение к истине, с такой силой раскрывающей себя в празднике Пасхи.

18 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования