Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Объединение без единодушия. Московский патриархат и Зарубежная Церковь расходятся в оценке истории России ХХ века


 В подмосковном Подольске на территории обширного, в несколько гектаров, поместья местного бизнесмена Владимира Мелихова 31 июля открылся созданный им "Музей антибольшевистского сопротивления", посвященный, как было сказано при его открытии, "сохранению памяти о русских людях, которые в сложные и неоднозначные моменты нашей истории остались верны Долгу, Вере и Родине". Хотя открылся музей, как вскоре выяснилось, всего на несколько дней и далее закрылся для посещений до сентября, но и за эти считанные дни событие успело вызвать немалый скандал, вплоть до угроз обращения в суд и даже физического разгрома экспозиции. Поводом к этому стали выставленные в музее пропагандистские немецкие материалы периода Великой Отечественной войны и форма, символика и прочее, относящееся к созданию и деятельности русских формирований, воевавших на стороне Третьего рейха. На сайте музея они названы "русскими людьми, которые также принимали клятву на верность Родине и шли ее защищать, находясь в частях вермахта". Освятил музей епископ Женевский и Западно-Европейский Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ) Михаил (Донсков), родившийся в 1943 году в Париже в семье казака-белоэмигранта. Участие архиерея придало обсуждению дополнительный накал.

Несколько лет назад Мелихов также оказался в центре громкого скандала. 4 августа 2007 года в станице Еланской Шолоховского района Ростовской области он открыл мемориал "Донские казаки в борьбе с большевиками", в центре которого высилась четырехметровая бронзовая скульптура атамана Петра Краснова. Краснов памятен не только своей службой царю и атаманством на "независимом Дону" в годы Гражданской войны, но и тем, что 22 июня 1941 года выступил с воззванием: "Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!" Заняв в 1944 году пост начальника Главного управления казачьих войск при Министерстве восточных оккупированных территорий рейха, он непосредственно курировал формирование и деятельность казачьих частей в вермахте и СС, за что по окончании войны был повешен по приговору советского суда. По мнению же Мелихова, "своей жизнью и деятельностью атаман Краснов явил яркий пример жертвенного служения русскому народу и своему Отечеству". Помимо памятника Краснову мемориальный комплекс включает в себя памятный крест казакам-коллаборационистам, переданным англичанами советским представителям в 1945 году в Лиенце (Австрия).

Освятил мемориал все тот же епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков). Сослужили ему местные священники Московского Патриархата – вешенский благочинный протоиерей Владимир Поляков и настоятели приходов в станицах Базковская и Мигулинская священники Валерий Харитонов и Анатолий Бараненко.

Участие местного духовенства вполне объяснимо – ведь предприниматель из Подольска заинтересовался Шолоховским районом еще в начале 1990-х годов (в ряде современных публикаций даже утверждается, что он родом из Вешенской, хотя родился Мелихов в 1956 году в семье шахтера в столице Восточного Донбасса – городе Шахты Ростовской области). Но стоит отметить, что священноначалие РПЦ в лице архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона (Долганова), ожидавшееся на церемонии открытия, от участия в ней уклонилось и в целом дальше сайта Вешенского благочиния информация об участии духовенства Московской Патриархии в данной церемонии не пошла. Более того, в январе 2008 года, когда обсуждалось предложение некоторых казачьих организаций о реабилитации Краснова, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) публично заявил, что нельзя согласиться "с реабилитацией людей, которые шли против своего Отечества. Их стараются оправдать тем, что они боролись с советской властью. Но на фронтах, куда они отправлялись, не было Сталина, а были простые люди, граждане Советского Союза".

Другое дело – участие архиерея РПЦЗ. Всего за несколько месяцев до открытия мемориала, 23 мая 2007 года, епископ Михаил (Донсков) сослужил с архиепископом Пантелеимоном (Долгановым) литургию в главном храме Войска Донского – Вознесенском соборе Новочеркасска в знак символического объединения двух русских Церквей на казачьей земле. Но позже один из этих иерархов освятил мемориал атаману Краснову и погибшим казакам, служившим Германии, а другой от этого предпочел уклониться. Когда атаман официально признанного Войска Донского и местные иерархи РПЦ осудили симпатии к Краснову, все тот же епископ Михаил освятил открытую летом 2009 года вторую часть мемориала, где регулярно совершает панихиды, и открытый там же Мелиховым 1 июня с.г. музей, посвященный борьбе казаков с большевиками и во многом аналогичный подольскому. То, что эти мероприятия посещает среди прочих посетителей весьма специфическая публика вроде членов неких казачьих отрядов со свастиками на погонах и слегка стилизованными "под православие" немецкими орлами на мундирах, епископа явно не смущает.

Дело, видимо, не только в том, что начиная с 90-х годов Мелихов являтся одним из виднейших спонсоров Зарубежной Церкви в России и в том числе построил за 100 тыс. долл. храм в своем поместье, куда переехало Синодальное подворье РПЦЗ. Когда в 2007 году предприниматель был арестован по обвинению в неуплате налогов, его соратник по "Союзу русского народа" Михаил Назаров напомнил, что подольский атаман не только финансировал подворье, но и "долгие годы содержал в своем доме епископа Михаила".

Дело, скорее, в расхождениях между РПЦ и РПЦЗ в трактовке отечественной истории ХХ века. Это разномыслие отнюдь не исчезло после их официального объединения в 2000-е годы. Для Московской Патриархии война с нацистской Германией была и остается "святой Отечественной войной", в которой бойцов Красной армии и флота на победу благословили и поддержали пожертвованиями Патриарх Московский Сергий (Страгородский) и все духовенство РПЦ. Для "зарубежников", чьи священники и миряне еще недавно целиком состояли из представителей "второй волны эмиграции", бежавших на Запад бывших советских граждан, работавших или воевавших за Германию во время войны, – это "вторая Гражданская", в которой они приняли участие против "безбожных большевиков" и на что также имели благословение своих иерархов. Вспомним хотя бы, что митрополит Западно-Европейский РПЦЗ Серафим (Лукьянов) 22 июня 1941 года выпустил послание со словами: "Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога". И сгладить эти противоречия, которые чаще всего предпочитают не замечать, как видим, не удается.

Но представители объединившейся с РПЦ части Зарубежной Церкви хотя бы не акцентируют внимание на деятельности в годы войны тех, по ком они совершают панихиды и кому освящают памятники и музеи, – упоминая только о том, что они "были репрессированы коммунистами" (подразумевается – несправедливо). Другое дело – те "зарубежники", которые не приняли объединения, а у них тоже есть храмы в России. Так, в храме святой мученицы Елизаветы во Владивостоке его настоятель священник Максим Сахнов отслужил 16 января с.г. панихиду по, как недвусмысленно сказано на сайте возглавляемого Сахновым "Братства ревнителей православия", "приснопамятным вождям казачьих антисоветских формирований, а также по всем воинам Русского Освободительного Движения и всего Достославного Христолюбивого Российского Белого Воинства, пострадавших от антихристовой коммунистической власти в ходе двух Гражданских войн (1917–1922 гг. и 1941–1945 гг.)". Включая не только Краснова или Шкуро, но и, как сказано на сайте "православных ревнителей": "Гельмута фон Паннвица, генерал-лейтенанта Ваффен-СС, верховного походного атамана казачьих войск", которого они тоже считают православным...

Владимир Мальцев,

"НГ-РЕЛИГИИ", 15 сентября 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования