Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"МЕРИДИАН", БЕЛГОРОД: Иконописец


В канун своего семидесятилетия белгородский художник-иконописец Владимир Николаевич Кутявин закончил икону "Андрей Рублев", над Образом которой трудился больше половины жизни

Сегодня, 16 апреля, ему исполняется 70 лет. С раннего трудного детства запомнил он и пронес через годы слова своего деда-старовера, а потом и учителя старца-иконописца о том, что нельзя человеку губить свои способности, если они даны от Бога. И уже десять лет занимается Владимир Николаевич Кутявин росписью Покровского храма, расположенного на территории Марфо-Мариинской женской обители в Белгороде.

Путь к храму

…Путь художника к Покровскому храму начался еще летом 1964 года. Тогда судьба забросила молодого живописца в незнакомый ему Белгород. Красивое и светлое имя понравилось Владимиру, воспитанному и обученному в православной русской традиции почитания художественной школы Андрея Рублева и уважения к национальной культуре. Но первая же прогулка от вокзала по главной улице города – Ленина – привела его к кинотеатру "Родина", а потом – в тупик с убогими руинами бывшего храма, вид которых больно уколол душу художника. В последствии от старожилов он многое узнал о трагической судьбе этого белгородского храма-мученика, закрытого властями в 30-е годы ХХ века. И доныне его история хранит много тайн.

В 1993 году Кутявин познакомился с отцом Сергием, который в ту пору уже трудился на поприще восстановления Покровского храма и всей обители. И уже вдвоем они начали заниматься воссозданием церковного иконостаса в традициях древнерусской православной иконописи. В 1995 году на восстановленных фасадах храма появились первые семь живописных Образов, исполненные руками и талантом художника: Икона Покрова, Николая Чудотворца, Святителя Иоасафа Белгородского, свт. Сергия Радонежского, свт. Серафима Саровского, свт. Тихона Задонского, свт. Митрофана Воронежского.

Далее живописец начал свою работу по Иконостасу храма с любимого им Образа " Святой Троицы" Андрея Рублева, который вместе с "Тихвинской Богоматерью" были закончены к празднику Троицы в 1996 году. А 14 октября того же года, в канун храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Владыка Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, освятил возрожденный храм.

Сохраняя духовные традиции

В своей работе Владимир Николаевич применяет традиционную каноническую манеру древнерусской православной иконописи. Использует только естественные природные материалы: дерево, красители, яичный желток, сусальное золото и другие необходимые компоненты. Но главное в труде иконописца – это духовное и образное отношение к своему творению. Святость, любовь, милосердие, красота, гармония – все это категории образного мышления человека.

Продолжая в наше время - уже в третьем тысячелетии от Рождества Христова - традиции древнерусской иконописи, Кутявин осознает свою ответственность перед историческим духовным наследием русского Православия и прилежно, осознанно исполняет установления Стоглавого Собора в 1551 году: "Писати живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы".

"Делатели икон" всегда выделялись на Руси из разряда обычных верующих и почитались, как сказано в "Деяниях Стоглавого Собора", "паче других человек". К жизни иконописца, к его "чистоте душевной и телесной" предъявлялись особые требования. Издавна на Руси икона соотносилась не только с деятельной стороной жизни человека, но и являлась особым объектом созерцания, богомыслия, молитвы, выражением доверия к святости.

Идею сохранения традиций русской православной иконописи художник претворяет и в воскресной школе при Покровском храме, где обучает детей образному восприятию мира и основам понимания языка иконописи. Все в иконе имеет образное значение: линия, цвет, плоскость – их взаимодействие и соотношение; композиция, формат, да и само пространство иконы подчиняется определенным законам.

В эти апрельские дни Великого поста художник по-прежнему трудится в тесной комнатке-мастерской. Заканчивает работу над большеформатной иконой "Иоасаф Белгородский в житии", готовится к персональной юбилейной выставке. Подарком судьбы считает завершение иконы "Андрей Рублев", к которой шел почти 40 лет. Остается пока мечтой осуществление росписи стен и сводов Покровского храма. В этом году предстоит работа над иконостасом северного придела храма.

Александр ДОРОГАН, г.Белгород

16 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования