Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ": Посол Церкви по особым поручениям



За считаные часы до начала нынешней войны в Ираке последним чартерным рейсом успела покинуть Багдад миротворческая делегация религиозных деятелей России. Делегацию Русской православной церкви возглавлял епископ Магаданский и Синегорский Феофан. Видимо, не случайно патриарх Алексий II доверил ему столь ответственную миссию.

ЕПИСКОП Феофан (Ашурков) родился в 1947 году в городе Дмитриеве-Льговском Курской области. В 1976 г. закончил Московскую духовную академию. Некоторое время нес послушание в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, затем, с 1977 по 1982 г., — в Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1984 по 1987 г. — секретарь Экзархата Центральной и Южной Америки. В 1987 г. был направлен в качестве Экзарха Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки. В 1993 г. решением Священного синода Русской православной церкви был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. В октябре 1993 г. активно участвовал в действиях патриархии по примирению сторонников Президента РФ и Верховного Совета. В декабре 1999 г. архимандрит Феофан был назначен представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. В декабре 2000 года назначен епископом Магаданским и Синегорским. В феврале 2003 года, как представитель патриарха Алексия II, открыл миссию РПЦ в Ирландии.

Имеет многочисленные награды — как государственные, так и церковные.


Ссылка или миссия?

— Ваше Преосвященство, вы много лет представляли интересы Русской православной церкви в иноземных краях. Чем вызвано ваше назначение на руководство Магаданской епархией — самой отдаленной в России? Ведь для любого светского человека Колыма — это ссылка.

— Да, Колыма, Магадан ныне у всех ассоциируются с лагерями. А ведь когда-то это был мирный край. До советских времен действовали храмы в поселках Гижига, Ола, Тауйск, история существования которых насчитывает почти 300 лет. Но после революции эти древние святыни были разрушены либо снесены. Край превратился в сплошной ГУЛАГ, и ни о какой церковной деятельности не могло быть и речи. После смерти Сталина лагерные этапы сменились комсомольскими десантами, вновь закипела стройка, строились ГЭС, открывались золотые прииски, возводились поселки, рос красавец Магадан. Но в отношении церкви хрущевская "оттепель" обернулась суровой зимой.

Лишь в 1989 году в Магадане появился первый домовой храм в честь Покрова Святой Богородицы, затем был построен небольшой кирпичный храм в честь Святого Духа. В 1990 году была образована Магаданская и Чукотская епархия.

С распадом СССР в далеком Колымском крае сложилась очень непростая религиозная ситуация. На каноническую землю Русской православной церкви обрушилась целая армия проповедников: католиков, протестантов, последователей псевдорелигиозных сект из США, Кореи, Японии. Они развернули бурную деятельность. Край мог стать первым протестантским центром в России. Складывалось впечатление, что для Русской православной церкви нет достойного места в своем доме.

Такое положение сильно беспокоило Святейшего Патриарха и Священный синод, и, направляя меня на очередное послушание сюда, они, конечно, учитывали многолетний опыт моего предыдущего служения в условиях многоконфессиональности. И конечно, это вовсе не ссылка, а трудная и ответственная миссия.

Здесь необходимо отметить одну важную особенность развития Магаданской области новейшего периода истории. В дорыночные времена край был хорошо обустроен: прекрасные поселки, развитая инфраструктура, авиация — что очень важно в условиях Севера. Магадан был одним из основных поставщиков золота и морепродуктов для страны. Но вот в 1991 году в этих местах с рабочим визитом побывал небезызвестный Е. Гайдар, который бросил фразу о том, что "на Севере много лишних людей", имея в виду, что, дескать, государство вкладывает слишком много средств в обустройство территории, — в результате добыча золота нерентабельна и бесперспективна, рыбный промысел тоже убыточен. После этого заявления все в одночасье посыпалось: закрылись золотые прииски и рыбозаводы, "встала на прикол" авиация, стали рушиться поселки.

Люди, кто мог, уезжали "на материк". Сейчас население Магаданской области в 2 раза меньше прежнего — около 250 тысяч человек. В многочисленных поселках, объявленных бесперспективными, воцарились безработица, уныние, апатия, пьянство. И я решил: начну именно отсюда, сделаю так, чтобы в самых отдаленных уголках зажглись лампады веры.

Поход в народ

Так и сделал. Исколесил немало дорог. Поездки были по 2–3 недели. Вот, бывало, собираюсь куда-нибудь километров за 300–400 от Магадана, а мне говорят: "Владыка, ну зачем вы едете туда — поселок ведь бесперспективный". Спрашиваю: "А сколько лет еще там люди жить будут?" — "Все зависит от финансов: может, три года проживут, а может — десять". Я им: "Так, может, туда и продукты перестать завозить — глядишь, и вовсе проблем не станет?" Приезжаю в поселок, местный начальник предлагает: "Собрать народ?" — "Нет, — говорю, — не надо". Просто иду в школу, в больницу или магазин, начинаю с людьми разговаривать об их жизни. Тут же разносится весть по всему поселку, гляжу — вокруг меня уже толпа. Спрашиваю: "Много ли среди вас крещеных?" — "Да что вы, владыка, кто ж нас тут крестить-то будет?" — "Да я вот и покрещу! Приходите завтра и детей приводите". Назавтра человек 200–300 собираются, и я их крещу в Колыме-реке. Вода холоднющая, а всем радостно! Увидел я: поняли люди, что хоть и не могу зарплату им добавить, но я — вместе с ними в их лишениях.

После крестин решаем открыть приход. Прилюдно договариваюсь с главой местной администрации о передаче нам по акту пустующего здания.

Таким образом открыли мы немало молитвенных домов и приходов в селениях, а кое-где и храмы заложили. Сейчас по милости Божьей везде, где нужно, есть храмы.

Храм — форпост православия

— И в самом Магадане — слышал я — тоже строите храм великий?

— Когда я проводил свою первую магаданскую службу в храме Сошествия Святого Духа, в церковь могли попасть далеко не все желающие. Стало ясно: надо строить большой собор, причем в центре города: в условиях сурового климата очень важно, чтобы верующие отовсюду могли легко и быстро добраться до службы. Решили сделать не просто собор, а православный центр, где можно было бы не только совершать богослужения, но и вести культурную, образовательную и социальную деятельность. Символично, что выбор месторасположения пал на недостроенное в свое время здание обкома КПСС: долги надо возвращать. Сейчас строительство идет полным ходом и близится к завершению. Это будет второй по величине (после храма Христа Спасителя в Москве) православный храм в России. Во время богослужения собор одновременно сможет принять около 4 тысяч прихожан.

— Не будет ли пустовать столь большой храм?

— У вас не возникло бы такого вопроса, если бы вы видели, сколько народа участвует в акциях, которые мы стали проводить. Помню первый крестный ход на Рождество Христово в 2001 году. Представляете: мороз 30 градусов, ветер — а весь город вышел на улицу. Вместе с народом были и власти. Все это даже для меня было удивительно. Потом на Крещение я предложил освятить Охотское море, от которого многое зависит в крае: и погоду оно определяет, и рыбу дает, и транспортной артерией служит. На берегу для общей молитвы вокруг специально вырубленного изо льда огромного креста собралось тысяч тридцать народу.

И еще одно соображение воодушевляет меня в строительстве: нам всем нужен такой храм именно здесь, на этой многострадальной земле, буквально стоящей на останках тысяч и тысяч безвинно расстрелянных людей. Храм на крови должен стать местом покаяния всей России.

А тем, кто втайне мечтает о запустении нашего Севера, фундаментальный величественный собор Святой Троицы на краю России будет свидетельствовать, что это наша земля и мы строим храмы на века.

Как победить секты

— Владыка, есть ли у вас помощники?

— Несколько молодых священников приехали со мной. Но многих я рукоположил здесь, на месте. В Магадане оказалось немало верующих среди интеллигенции (здесь сильный университет) и есть уже молодые умные ребята, которые ведут службу. Кстати, в университете я читаю курс лекций по теологии, провожу встречи со студентами и преподавателями. Мы организовали Союз православной интеллигенции, Союз православной молодежи. Сейчас уже смело можно сказать, что у меня образовалось много добровольных помощников среди общественности.

Я с самого начала стал активно работать с властью, со средствами массовой информации, с вузами и школами, больницами, общественными организациями. Сначала добился того, что нам выделили 15 минут в неделю на местном РТР. Затем мы стали выпускать свою газету — "Колымский благовестник"; нашлись талантливые журналисты, охотно пишущие на духовные темы. Открыли радиопередачу на государственном канале, а один из частных телеканалов выделил нам свыше часа в неделю.

Совместно с властями области и города организовали Рождественские чтения, на которые из Москвы прилетают лучшие ученые-богословы и известные деятели культуры. На большие церковные праздники готовим по 1,5–2 тысячи солидных подарков и раздаем их верующим, в детские дома, дома для престарелых.

Открыли свой наркологический центр на несколько десятков пациентов. Лечить этих несчастных нам помогают специалисты из Москвы, особенно часто бывает известный нарколог-священнослужитель отец Анатолий Берестов. Он свидетельствует, что наш православный наркологический центр — один из лучших в стране.

— В последнее время в обществе идет бурная дискуссия: вводить или не вводить в школьное образование основы православия…

— Пока идут споры, наша епархия заключила договор с управлением образования области, и сейчас практически во всех школах идут уроки православной культуры; проводят их студенты старших курсов духовной семинарии.

— Владыка, как чувствуют себя сегодня те самые миссионеры-сектанты, которые ранее, как вы рассказывали, облюбовали Колымский край?

— Я принципиально не сосредотачивался на "крестовых походах" против сект, а занимался возделыванием своего, православного поля. И когда в результате этой работы во всех слоях общества появились многочисленные всходы, сектантам стало у нас крайне неуютно, их деятельность практически сошла на нет. Надо заметить, что этому также способствовали действия администрации региона, в рамках закона препятствовавшие излишне шумной активности, которую порой демонстрировали секты в публичных местах.

— То есть налицо совместные действия властей и церкви? Как это согласуется с тезисом об отделении церкви от государства?

— Меня совершенно не смущает активное сотрудничество с властями. Считаю совершенно неверным дистанцирование современного российского государства от религии. В развитых странах такого нет, государство поддерживает церковь, и лишь во Франции положение схоже с нашим — но ведь именно она более всех и подвержена экстремизму!

В нашей стране сейчас, как никогда, традиционные религии призваны восполнить вакуум духовности и нравственности — как среди простых мирян, так и в руководстве. Руководитель любого ранга, не будучи высоконравственным человеком, способен и на безнравственные поступки, влекущие беды и несчастья для людей.

Православие уже не раз в истории России доказало, что способно содержать душу человека, душу общества в высшей степени такой упорядоченности, которая находится в гармонии со светлыми идеалами личности. Вот чего единственного недостает богатой всеми ресурсами России, чтобы вновь стать великим государством.

Михаил СПИРИН

18 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования