Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Избранный Богом и людьми. Cаперная лопатка, которой был нанесен смертельный удар ранним утром 9 сентября 1990 года, оборвала жизнь о. Александра Меня


Христиане не только России почитают отца Александра Меня как мученика. На месте его гибели в поселке Семхоз под Сергиевом Посадом 5 лет назад вырос храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому, которого всегда почитал отец Александр.

Церковь, созданная Иисусом Христом, для того и существует на земле, чтобы деятельно помогать человеку в его борьбе с грехом. Человек, целиком посвятивший себя служению Богу, становится святым. Он посвящен Христу, но не безгрешен. Трудно определить, почему тот или иной человек призван к служению. Это тайна, поскольку это выбор Творца. Но преображение человека и мира совершаются через избранных Им людей.

Таинство Евхаристии, во время которого верующему преподается под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христа, является центральным в жизни христианина. Мне приходилось неоднократно наблюдать, как преображался во время служения литургии отец Александр. Для него служение литургии становилось неизбывной радостью ближайшего пребывания с воскресшим Иисусом Христом. Молитвенное воздевание рук перед престолом во время призывания Святого Духа, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, благодатный свет, которым озарялось его лицо, смиренное поклонение Дарам — все это свидетельствовало о том, что для него служение литургии — прежде всего общение с Богом. В одном из писем он признавался, описывая свой день: "...А потом полумрак и тишина и исповедь полтора часа: печали, грехи, сомнения, трудности житейские и внутренние. Все может отнять лишь божественный огонь литургии, который расплавляет земную кору". Он постоянно напоминал нам, что, приобщаясь к Божественной благодати во время литургии, мы призваны бережно хранить и умножать ее в своих сердцах, страшась осуждения, зависти, злобы, недоброжелательства. В одном из интервью 1988 года отец Александр признавался: "Я чувствую в себе больше сил, даже физических. До рукоположения я был значительно слабее физически. Это парадокс — я был моложе… на 30 лет. После рукоположения я стал способен выносить нагрузки в пять раз большие. Кроме того, за каждой литургией я получаю таинственный квант духовной энергии; в общем, я могу чувствовать такую близость Божию, которую раньше не ощущал…"

Сам он, исполняясь божественного света, щедро делился им со всеми, кто в этом нуждался. Среди его прихожан, а их было несколько тысяч, встречались психически неуравновешенные личности, больные, с которыми священнику приходилось нелегко. Для нас, мирян, проблема общения с такими людьми решалась просто — мы их избегали. Для отца Александра такой подход был неприемлем. Для него все прихожане были детьми Божиими. На больных и убогих он смотрел с большей любовью и уделял им гораздо больше внимания. Проблема симпатии и антипатии выходит за пределы разума. В многочисленном приходе встречались люди, которые испытывали необъяснимую антипатию к тому или иному прихожанину. Отец Александр знал об этом и стремился сгладить эту антипатию. Иногда доброй шуткой, иногда взывал к разуму. И ему это удавалось.

Крайне редко я видел его усталым или раздраженным. Казалось, что его терпению нет предела. Основную часть прихода составляли интеллигенты. Пастырская работа с ними чрезмерно затруднена — российские интеллигенты всегда ощущали себя избранниками, часто без каких-либо серьезных на то оснований. Амбициозность, неоправданные претензии, отсутствие духовной трезвости — все это требовало колоссального терпения от пастыря. И он оставался таким на протяжении 25 лет нашей дружбы, хотя вряд ли в полной мере это понятие приложимо к отношениям духовника и пасомого.

"Железный занавес", который в начале 20-х годов отсек страну от другого мира, уже в 30-е годы превратил ее в подобие душного подвала, куда не проникал свежий воздух. Люди, родившиеся в этой атмосфере, не знают, что такое свежий воздух. И все же они тоскуют, хотя и не знают о чем. После победы в Великой Отечественной войне многим выжившим в повальные сталинские чистки казалось, что подвальной жизни придет конец, что воздух, принесенный нашими солдатами из Европы, очистит атмосферу. Но Сталин вновь загнал народ в душные коммунальные подвалы. Поток свежего воздуха прорвался в СССР только в середине 50-х годов, в правление Никиты Хрущева. Отец Александр Мень приравнивал перемены, которые произошли в эпоху Хрущева, с четвертой российской революцией. Полагаю, что он не ошибался. Казалось, что внешне почти ничего не изменилось. Те же мертвые догмы, сковывавшие все живое, тот же гнет КГБ, тот же "железный занавес", хотя изрядно проржавевший. Перемены происходили на глубинном уровне и не зависели от желания партийных боссов. Они были лишь инструментами в руках Божиих. Это было чудо. А чудо, как известно, не поддается логическим объяснениям. Таким чудом было и появление под Москвой в 1961 году священника Александра Меня.

Его священническое служение длилось без малого 30 лет. Это были годы, когда среди гонений, бесконечных доносов, притеснений он умудрялся не только писать книги и богословские исследования, но и воспитывать своих прихожан, многие из которых сегодня продолжают его пастырское служение не только в России, но и за ее пределами. Его свободная проповедь продолжалась совсем недолго — неполных три года. Но за это время он успел сделать удивительно много — воссоздал Библейское общество, церковную школу и приход в Детской республиканской больнице. Он читал лекции в институтах и университетах, домах культуры и в школах. Его миссионерский труд продолжался все эти годы и после его гибели. Фонд его имени постоянно издает и переиздает его книги, которые востребованы в России. И это лучшее доказательство жизненности избранного им пути. И надежда на исцеление нашего больного отечества.

Сергей Бычков, 9 сентября 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования