Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Праздник просветления. Состояние Будды можно достичь многократным призыванием божества


С 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря последователи тибетского буддизма отмечают праздник Дуйнхор-Хурал, установленный в память о проповеди Буддой учения Калачакра-тантры. Главные торжества проводятся в 15-й день, который в этом году выпадает на 16 апреля.

Дуйнхор считается одним из четырех главных праздников наряду с Новым годом, Днем рождения Будды и Днем Будды Грядущего (Майтреи). Учение Калачакры (санскр. "Колесо времени") является основой ваджраяны, или "алмазной колесницы" - тантрического направления, к которому относится тибетский буддизм.

Калачакра-тантру начал распространять в Индии в 965 г. аскет Цилупа, принесший это учение из легендарной страны Шамбалы. Там оно сохранялось с того времени, когда царь этой страны Сучандра впервые услышал проповедь Будды.

Особое значение в этом учении придается практике мантры - магической формулы призывания и заклинания божества, при повторении которой можно достичь просветления (бодхи), или состояния Будды. Каждому божеству посвящается отдельная мантра, которая состоит из особого набора звуков. Самой известной мантрой, фактически превратившейся для рядовых верующих в повседневную молитву, стала "ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ". Шесть слогов этой мантры олицетворяют шесть миров, из которых состоит обитаемая Вселенная: мир богов, мир воинственных небожителей асуров, мир людей, мир животных, мир вечно голодных духов претов и мир ада. Повторение этой мантры сопровождается медитацией-созерцанием ее слогов-символов и размышлением над их значением.

Особенность учения Калачакра-тантры заключается в том, что все многообразие явлений мира рассматривается в нем как проявление единого начала и единой субстанции. В учении Калачакры также получила развитие концепция Адибудды - первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни - трансцендентной мудрости и божественной интуиции, олицетворяющих слияние Времени и Пустоты. И если в учениях остальных школ буддизма махаяны "космическое тело" Будды (Дхармакая) принадлежит исключительно миру Абсолюта, то Калачакра рассматривает Адибудду во всех его проявлениях - от Абсолюта до самых низших существ этого мира, подчеркивая его присутствие во всем сущем.

Просветление в учении Калачакра-тантры понимается как единение микрокосма (человека) и макрокосма (Абсолюта). Наряду с практикой мантры просветление достигается с помощью сложного комплекса психофизических упражнений, проводимых по методу "шестичленной йоги".

Наибольшую известность учение Калачакры снискало благодаря своей астрологической и астрономической системе, которая строилась на основе знаменитого календаря 60-летних циклов, получившего широкое распространение во многих странах Азии.

В дни праздника в монастырях проводятся торжественные молебны (хуралы) с чтением трактата "Калачакра-лагху-тантра-раджа". Характерным элементом этих молебнов является то, что во время их проведения ламы надевают на себя особые головные уборы и используют священные предметы (жезлы ваджра, ножи пурба, колокольчики, чаши и т.д.), символизирующие элементы учения Калачакра-тантры. Во многих монастырях в дни праздника устраиваются театрализованные мистерии цам. Рядовые верующие в эти дни посещают храмы и делают ламам подношения.

Особое значение в дни праздника придается чтению мантр и медитации.

Борис Малышев

16 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования