Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ.РУ": Скверный юбилей


 На нынешней неделе нас ждет юбилей одного из самых постыдных событий российской истории. Сто лет назад, 19 апреля 1903 года (по новому стилю, и 6 апреля в прежнем летоисчислении) в Кишиневе произошел еврейский погром. В южных и западных областях российской империи такое случалось и раньше: еврейская диаспора была многочисленной, межнациональные отношения напряженными. Еврейские погромы происходили и в ХIХ веке, их предыстория была давней: казаки Хмельницкого поголовно вырезали и поляков, и евреев. Но на этот раз разразилась настоящая катастрофа.

Поражало количество жертв: 49 убитых, 586 раненых, 1500 разгромленных домов и лавок. Поражала и жестокость погромщиков - они забивали гвозди в головы, вспарывали животы беременным женщинам. Мировое общественное мнение было потрясено, в его глазах Россия окончательно превратилась в варварский, управляемый дикой бюрократией, далекий от цивилизации угол.

Для этого были причины: даже русский премьер-министр, умнейший Витте считал, что погром не обошелся без участия полиции. Он обвинял в этом министра внутренних дел: "Еврейский погром в Кишеневе, устроенный попустительством Плеве, свел евреев с ума и толкнул их окончательно в революцию. Ужасная, но еще более идиотская политика!".

Российская империя оставалась глубоко антисемитской страной, и уж тем более антисемитской была политическая элита. Но у этого была одна, находящаяся в русле представлений ХIХ века особенность: евреев ненавидели не за кровь, а за веру. Направленные против евреев законы (черта оседлости, разнообразные цензы) вовсе не предусматривали массовых убийств.

В то время антисемитизм был присущ и США, и просвещенной Германии. Но крещеный (и богатый) еврей мог стать частью светской и политической элиты: финансовый советник Бисмарка, банкир Бляйхредер крестится, получает титул и начинает щеголять показным антисемитизмом. Таковы были правила игры: в отличие от ХХ века национальность тогда не казалась несмываемым каиновым пятном.

Но в Кишеневе наружу выплеснулся антисемитизм толпы. Погромщиков спустила с цепи статья главного редактора газеты "Бессарабец" Крушевана, обвинившего евреев в ритуальном использовании христианской крови, и то, что они делали, не имело отношения к вере. Молдаване и русские убивали чужаков, тех кто иначе ел, по-другому одевался, отличался от них произношением и цветом глаз. Соседи терзали соседей, проснулись подавленные цивилизацией первобытные инстинкты.

Это было первой репетицией того, что в гораздо больших масштабах произодет во время революции 1905 года, гражданской войны и, много позже, в гитлеровской Германии. Плеве часто поговаривал, что евреям было бы надо преподать урок, и начальник местной охранки, барон Левендаль, скорее всего не получавший никаких директив от петербургского начальства, решил действовать по собственному усмотрению. Фанатизму револоюционнах сект противостояло косное изуверство защитников престола: и те, и другие подталкивали страну к пропасти.

Потом нашелся тот, о ком писал Крушеван. Христианского мальчика убил его христианский дядя, пожелавший завладеть наследством: на суде он признался в том, что исколол труп "под жидов". Еще до этого от погромщиков отмежевались православные иерархи - народу раздавали тысячи листовок, церковь пыталась убедить его в том, что "страшная кара постигнет тех, кто проливает кровь, родственную богочеловеку".

Но власти погром не научил ничему. Впереди в революцию 1905 года погромы организовывались полицией; затем было устроенное по такому же сценарию дело Бейлиса; во время первой мировой войны бессмысленные со всех точек зрения депортации евреев из прифронтовой полосы не слишком отличались от погромов. Власть путалась в собственных фобиях, пыталась отвлечь от себя разрушительную энергию масс. Это ее не спасло: в 1917 году толпа переключилась на городовых и офицеров, а давно стыдившееся своего правительства общество без сожаления простилось с Российской империей.

Алексей Филиппов, Яков Этингер

"Известия.Ру", 15 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования