Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКАЯ НАРОДНАЯ ЛИНИЯ": О "миссиофобии" и псевдомиссионерах. Диакон Владимир Василик удивлен тем, что протодиакон Андрей Кураев перешел на аргументацию скандалиста К.Фролова


"Признаюсь, меня сильно удивило обращение отца Андрея Кураева к личности митрополита Никодима, тем паче, что во время оно он высказывался о нем прямо противоположно, как впрочем и Кирилл Фролов. Подобная перемена мысли свидетельствует о некоторой нестабильности. Следует отметить, что как религиозно-культурный тип владыка Никодим не имеет ничего общего с теми псевдомиссионерами, которые теперь клянутся его именем. Почему? Во-первых, по воспоминаниям преподавателей Духовной академии, он был человек диалога, человек, который умел выслушать противоположную сторону, умел строить диалог. К сожалению, современные псевдомиссионеры не обладают такими качествами. Их церковная субкультура - это культура крикливого монолога, крикливого самовыражения. Именно поэтому они так любят постмодерн и андеграунд, поскольку это культура крикливого самовыражения, в принципе, исключающая другую сторону. Кстати, именно поэтому и не получилось плодотворного диалога с устроителями известной выставки в храме святой Татианы. Им реально ответить в смысле богословском, культурологическом, философском нечего. Они самовыразились на пороге храма и ушли. Так же зачастую поступают и современные псевдомиссионеры", - заявил в интервью "Русской народной линии" историк Церкви, доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, анализируя реплику протодиакона Андрея Кураева "Благочестивые могильщики Церкви", опубликованную на его блоге в "Живом журнале".

Отец Андрей приводит фрагмент выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на церковно-научной конференции, посвященной 30-летию
со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова)
, которая прошла 4 сентября 2008 г. "В свое время Уинстон Черчилль заявил, что не собирается председательствовать при ликвидации Британской империи. Похоже, что единственная вина покойного архипастыря перед теми, кто ныне хулит его имя за гробом, - перед всеми этими усердными не по разуму пленниками абстрактных представлений и голых схем, - состоит в том, что он отверг предлагавшуюся ему роль благочестивого могильщика своей Церкви и встал на путь ее деятельной и изобретательной защиты, преуспев в этом", - заявил тогда митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

"Кажется, это о том, при каких условиях советско-светская власть могла допустить избрание митр. Никодима на патриарший престол... Но сама созданная вл. Кириллом формула очень серьезна и точна. Она, мне кажется, может быть прилагаема и к нынешним радикальным внутрицерковным миссиофобам", - заявил отец Андрей Кураев, не удосужившись указать, кого он имеет в виду.

"Я просмотрел полемику на форуме отца Андрея Кураева и, честно говоря, испытал большую печаль, - продолжил свой комментарий отец Владимир Василик. - Уровень такой, что ниже этого может быть только матерная брань".

"Владыка Никодим был человеком, который искренне любил традицию, любил богослужение, он служил молитвенно, истово и сердечно. Во многом за это его любили и до сих пор любят многие традиционные православные Санкт-Петербурга, хотя могли и не соглашаться с его экуменическими взглядами, с его политикой. Что касается его политики, то, мне кажется, что мы ещё недостаточно хорошо знаем ту меру свободы, которой обладал владыка Никодим. Мы не знаем, что диктовалось политическими условиями, а что было его личным выбором. Кроме того, владыка Никодим был человеком глубокой внутренней культуры и был приверженцем классической культуры. Он любил классическую музыку и классическое искусство, сам его облик был величав и классичен. И я думаю, он в ужасе отшатнулся бы и от рок-миссии и от андеграундных выставок, потому что ему это было чуждо", - подчеркнул отец Владимир.

"Митрополит Никодим действительно был миссионером, - продолжил он. - Он миссионерствовал среди самого дикого племени - советской интеллигенции. Но в своей миссии он возвышал тех, к кому шел, а не принижался до их уровня. Не случайно поэтому многие представители ленинградской интеллигенции не только пришли в Церковь благодаря ему, но и пришли в духовные школы, и все потому что он возвышал людей до себя, а не принижался до андеграунда. Наконец, что касается отношения владыки Никодима к слову. Его слово было весомым и определительным. Вспоминая его, хочется вспомнить слова из пушкинского "Бориса Годунова": "Будь молчалив; не должен царский голос на воздухе теряться по-пустому; Как звон святой, он должен лишь вещать Велику скорбь или великий праздник". К сожалению, у современных псевдомиссионеров слово обесценено. Оно становится предметом двоения, двусмысленности, дешевого китча, а часто и провокации. Владыка Никодим, безусловно, отшатнулся бы от целого ряда провокаторских методов и провокаторских высказываний нынешних псевдомиссионеров. В особенности от высказываний, компрометирующих канонический строй Русской Православной Церкви, например, от магаданских высказываний отца Андрея Кураева до реабилитации им известного матерного термина, начинающегося на "б"".

"Владыка Никодим, - продолжил отец Владимир, - с ужасом отшатнулся бы от идеи росписи храма в минималистическом стиле, поскольку он дорожил и каноном и классическим наследием Санкт-Петербурга. Конечно, рок и субкультура были ему совершенно чужды. Неизвестно никаких, даже, так сказать, малейших поползновений владыки влиять или работать с андеграундом, хотя в 60-70-е годы он существовал в Петербурге. И в деятельности раннехристианских миссионеров мы не видим непозволительного смешения жанров, традиций и духовных стихий. Скажите, встречаем ли мы хоть один пример проповеди ранних христиан в театре, например, после эсхиловой трагедии или комедии? Впрочем, виноват, пример есть, когда христиан приводили на мучения и пытки, но даже тогда они отказывались надевать актерские личины, одеяния Цереры, Диониса и т.д., поскольку считали сии стихии для себя абсолютно чуждыми. Вспомним, что апостолы для начала своей проповеди избирали все-таки места ритуально чистые, иудейские синагоги, и лишь потом шли на площади и в дома, но никак не в театры".

"Что касается жаргона, на который перешел уважаемый отец Андрей Кураев, то он меня поражает, до сих пор провокационный и способствующий расколу термин "миссиофоб" использовал только мирянин Кирилл Фролов. Этот термин невольно ассоциируется с другим термином - "гомофоб", в особенности, при сопоставлении с магаданскими высказываниями отца Андрея о возможности рукоположения педерастов в священство. Ответом мог бы послужить термин "псевдомиссионер" или "лжемиссионер", но зачем на такое отвечать? Что касается сути, то любой нормальный православный человек устрашится такой миссии, где рядом со священной хоругвью на мотоцикле едет девка с голой грудью . Любой нормальный православный человек устрашится такой миссии, где на пороге храма является "Черная Троица" и бомжиха с фингалом вместе с евангельской цитатой. Любой нормальный православный человек устрашится такой миссии, в которой псевдомиссионер мешает свои слова с грохотом полусатанинской музыки, а его слушают разгоряченные, зомбированные, а иногда и обкуренные молодые люди. Честно говоря, проповеди отца Андрея Кураева на рок-концертах производили удручающее действие, которое напоминает апрель 1917 года, когда Павел Милюков перед совершенно распропагандированными разложившимися солдатами говорил о пользе взятия Дарданелл для русской экономики, приводил им цифры, а они слушали его в вполуха, щелкали семечки и покрикивали: "Кончай быстрее, танцульки начинаются". Примерно такое же впечатление производили проповеди отца Андрея. Это, извините, бантик на экскаваторе. Проповедь и рок-музыка произрастают из разных корней. Известно, что первоначальная основа рока далеко не христианская, сами его ритмы являются глубоко разрушительными и античеловеческими по своей природе. Как связать с этим жизнь во Христе, я, право, затрудняюсь сказать", - признался известный богослов.

"Наши псевдомиссионеры стремятся превратить миссию в шоу, в грандиозный рок-концерт, в андеграундный проект. Между тем, у нас, слава Богу, есть сотни реальных миссионеров, которые работают в ВУЗах, в войсковых частях, в спорте. Они создают православные спортивные кружки, вывозят детей в летние лагеря. Это сотни священников, это те учительницы, которых отец Андрей Кураев презрительно окрестил "училками", это те люди, которые водят детей по святыням в паломничество. Настоящие миссионеры среди тех, кто совершенно незаметно, безо всякой рекламы просвещает наших сограждан, ведет их к высоким образцам Православия, знакомя их с великой православной русской культурой, которая даже во времена безбожия и государственного атеизма молчаливо свидетельствовала о Христе. Сейчас же, благодаря им, она начинает говорить, к ней надо вести русского человека, а не в андеграунд и к "Гарри Поттеру". Печально, что отец Андрей, этот достаточно умный человек, этого не видит или предпочитает не видеть. Последний его комментарий меня весьма огорчил. Я думал, что он протянет в ответ руку, но, к сожалению, этого не произошло", - выразил сожаление диакон Владимир Василик.

"Почему-то у нас зациклились на шоу-миссии, на самых эпатажных ее способах. Между тем, миссионерствовать можно самыми разными способами, в том числе через культуру и труд. Почему-то наши псевдомиссионеры совершенно не озабочены созданием православных творческих кружков, мастерских, центров православных писателей. Им ближе рок, китч, андеграунд. А, между тем, совместный труд может перерасти в совместную молитву и это может творить чудеса. Вспоминая свою юношескую миссию в 1989 году. Лев Николаевич Большаков, будущий отец Лев, ныне священник в Карелии, вывез нас в археологическую экспедицию в Псков. У нас была общая молитва, общий труд и общая трапеза. Среди нас были и люди неверующие, многие после этой миссии воцерковились. Среди них был и заслуженный артист России певец Ян Осин. В результате из этого сообщества выросло несколько священнослужителей. А начиналось все с труда и молитвы. Почему-то "новые миссионеры" озабочены только досуговой сферой, причем досугом в самых тяжелых и экстремальных его формах. Но не очень озабочены трудовыми и творческими формами воцерковления наших сограждан. Это печалит и тревожит. В результате огромные средства вкладываются в дорогостоящие и внутренне бесплодные шоу. Результат этих миссионерских шоу мизерный. Где роты новообращенных рокеров и байкеров в наших церквах? Разве после рок-концертов отца Андрея Кураева в Петербурге мы изрядно приросли молодежью? Все ли его слушатели строем пошли в храм? Нет, к сожалению, в огромном большинстве случаев они напоминают утоптанную дорогу из евангельской притчи о сеятеле. Семя упало, перекатилось и не принялось, потому что почва была затоптана психоделической музыкой и развратной непотребной жизнью. Почва не была взрыхлена проникновенным, призывающим к покаянию словом проповедника. Это печально", - сказал отец Владимир.

"Хотя, конечно, стоит отдать должное миссионерским усилиям отца Андрея и его соратников, но, к сожалению, направлены они в неправильную сторону. На их бесплодные миссионерские шоу тратились огромные средства, которые дали бы куда больший плод, если бы пошли на дело, например, на православные мастерские, секции, творческие союзы и прочее. Это наш позор, что у нас полно строительных организаций, состоящих из мусульман. А что касается православно организованных, то их днем с огнем не сыщешь. К сожалению, подобные проекты наверху поддержки не получают. Это больно и горько. Но я все-таки надеюсь, что подобные проекты всё более и более будут привлекать внимание священноначалия, которое понимает пользу Церкви и, надеюсь, с течением времени сможет различить подлинное от ложного, истинное от неистинного", - выразил надежду диакон Владимир Василик.

16 июня 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования