Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": Новые мифы под старой чадрой. "Армяне убили тысячи турок", - утверждают организаторы музейной экспозиции в Стамбуле


Все в Стамбуле непрерывно меняется. Здесь одновременно можно увидеть вещи совершенно противоположные. Например, сейчас здесь борются силы секуляризма и ислама.

Иногда эти силы накладываются одна на другую (примером тому служит Айя-Софья, Софийский собор, который когда-то был христианской церковью, затем — мечетью, а теперь стал музеем). Но иногда эти силы сталкиваются. Например, в нынешней турецкой политике. Если попытаться анализировать ее, обнаружишь почти византийские хитросплетения.

До начала XX века религиозная и политическая власть в Турции были тесно связаны. Но когда в 1923 году Ататюрк основал Турецкую Республику, он с почти религиозным фанатизмом стал проводить в жизнь политику отделения религии от государства.

В то же время светский характер современной Турецкой Республики был призван вобрать в себя исламское имперское прошлое.

Противоречие предстает во всей очевидности в музее дворца Топкапы, в прошлом резиденции султана. В одной из галерей хранятся религиозные святыни, осматривать которые раньше разрешалось только членам семьи султана и его гостям. Таблички на экспонатах утверждают, что перед вами волосок из бороды пророка Мохаммеда, меч царя Давида, тюрбан Иосифа. Атеистам здесь явно не место.

Секуляризм в Турции всегда был связан с милитаризмом. Ношение платков в школах и государственных учреждениях было запрещено, религиозные службы и проповеди контролировались, а армия была одной из ветвей светской власти.

Самым ярким, хотя и двусмысленным символом турецкого секуляризма является не торговый район Истикляль и не расположенные по соседству художественные галереи, но гигантский Музей армии. Более чем тысячелетняя история Турции представлена здесь как военная история, и этим духом пропитано все здание музея. В прошлом здесь помещалась военная академия, в которой учился сам Ататюрк. Экспозиция начинается с экзальтированного высказывания Ататюрка: "Более 700 лет, — напыщенно гласит надпись, — эта земля была колыбелью турок"; сейчас же, в "громе, сверкании молний и сиянии солнца", она стала свидетельницей триумфального явления миру "нового турка".

Музей призван ни больше ни меньше как сформировать новую мифологию, в соответствии с которой турецкая история предстает как единая, последовательная традиция, вершиной которой является современное светское государство.

Возможно, именно это стремление выковать триумфальную турецкую традицию определяет отношение турков к резне армян в 1915 году.

Мы читаем здесь, что некогда армяне придерживались принципов "терпимости, любви и справедливости", на которых покоится "традиционная" турецкая власть. Но затем, в XIX веке "армянские террористические организации" убили "тысячи ни в чем неповинных турок". Галерея набита фотографиями, призванными доказать, что не турки вырезали армян, а армяне поубивали турок.

Безусловно, в мусульманском Стамбуле, которым правил султан, имелась традиция терпимости по отношению к меньшинствам. Почему же это так тяжело признать? Экспозиция Турецкого еврейского музея, кажется, намеренно избегает каких-либо оценок. Музей был открыт в 2001 году к празднованию пятисотлетия терпимости и гармонии между турками и евреями. Многие из стамбульских евреев (некогда здешняя еврейская община была одной из самых больших в мире) были потомками тех, кто в 1492 году был изгнан из Испании и Португалии.

Экспозиция этого маленького музея постоянно подчеркивает религиозную свободу, которой пользовались евреи, "как во времена Оттоманской империи, так и при Турецкой Республике". Но зная кровавую историю турецкой империи и жестокость власти султана, поверить в это трудно.

Некоторые скептики считают, что само существование музея опровергает идею, ради которой он был создан. Музей разместился в древней синагоге, но не потому, что таким образом предполагалось подчеркнуть идею светского государства, но просто потому, что от еврейской общины страны практически ничего не осталось. А сам музей почти невозможно отыскать.

В конце маленькой аллеи имеется крошечная табличка с надписью "Музей" и стрелкой. Табличка прибита к белой будке, в которой стоит вооруженный часовой.

Эдвард Ротштайн

11 июня 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования