Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": День Бога. Богоискательство власти делает религию заложницей административной системы


Богоискательство власти делает религию заложницей административной системы. Церкви следовало бы снять мигалки и отказаться от мирских соблазнов.

Инициатива татарских депутатов, отправивших председателю Госдумы Борису Грызлову письмо с предложением учредить День принятия ислама, имеет совершенно прозрачные причины – это реакция на законодательное оформление государственного праздника в честь крещения Руси. Реакция предсказуемая.

Сами депутаты и объясняют, что"представители традиционных религий" хотели бы чувствовать"равное отношение к себе", и в общем-то поэтому возведение церковного чествования равноапостольного князя Владимира в ранг государственного мероприятия должно быть уравновешено не менее официальными торжествами по поводу принятия ислама Волжской Булгарией.

"Это стало бы успокоительной мерой в вопросах межнациональных отношений", – заявил спикер госсовета Татарии Фарид Мухамедшин. И надо сказать, отторжения этой идеи в Кремле не наблюдается.

В действительности, разумеется, речь идет не о межнациональных отношениях. Если бы дело было в этом, с подобной"исторически обоснованной" инициативой должны были бы выступить и представители буддизма или иудаизма. Их последователям, как и мусульманам, тоже, наверное, обидно, что выбор князем Владимиром византийского христианства(сделанный, по легендам, вовсе не из-за духовного просветления Рюриковича, но по итогам своего рода конкурса на пышность обрядов, наподобие"Евровидения", в реальности же, вероятнее всего, по политическим причинам) становится праздником, а их многочисленные памятные даты – нет. Но предложение зафиксировать, к примеру, отречение Гаутамы от мирских благ или исход евреев из Египта в качестве национального праздника России окончательно превратило бы всю эту историю в фарс.

Она и сейчас смешна. Как можно на церемониальном государственном уровне ставить туманные свидетельства о происходившем в X веке на одну доску с событиями наподобие Победы, решительно непонятно. С абстрактно-рациональной точки зрения не объяснить и сами попытки навязать гражданам внутриконфессиональные праздники, неизбежно разделяющие людей вместо их объединения.

Смех смехом, но реакция татарских депутатов свидетельствует: помимо фарса мы имеем дело и с вполне серьезными расчетами власти. Тут есть соблазн представить дело как ползучую клерикализацию российского общества. И отчасти это, наверное, будет правдой: было бы странно, если бы пастыри душ пренебрегли открывающимся для их миссии административным ресурсом, а у РПЦ это заведомо должно получаться лучше, чем у не обладающих столь же сильным иерархическим потенциалом представителей других религий. Но гораздо более важным представляется встречное движение к внедрению религиозных норм в общество со стороны власти.

Мы не можем сомневаться в искренности внезапно проявившегося у наших президентов, премьеров, депутатов и милиционеров религиозного чувства, просто не имеем на это права. Но попытка с помощью законов и правительственных установлений распространить проистекающие из этого чувства нормы и ценности на секулярное общество, во-первых, антиконституционна по сути, а во-вторых, заставляет подозревать здесь политическую подоплеку.

Она, разумеется, такова: церковь(или, говоря шире, поскольку это понятие неприменимо к исламу, православная система ценностей) для государства представляет ценный институциональный ресурс. Ресурс, которого власть в России была лишена с крахом советского извода марксизма и который российская власть отказывается восполнять с помощью"общечеловеческого" варианта мировоззрения. То есть власть желает воспользоваться тем моральным авторитетом, которым обладают"традиционные религии", превратив его в институт, скрепляющий общество там, где его не в силах скрепить дискредитированное право и осуществляющие его структуры – суд, милиция, политическая система.

Помимо того что это нечестно по отношению к гражданам и заставляет, как мы видим, татарских депутатов требовать"успокоительных мер", подобные инициативы еще и бесполезны. День крещения Руси обречен стать в глазах граждан таким же бессмысленным праздником, как и дата освобождения Кремля от польских захватчиков. Но самое неприятное не в этом.

Самое неприятное в том, что такого рода взаимоотношения власти с церковью не восстанавливают моральные нормы, а разрушают церковь изнутри.

Не власть уподобляется церкви, а церковь власти, причем в самых раздражающих ее чертах. Паралич московских улиц из-за празднования в честь Кирилла и Мефодия, лишение жителей острова Валаам местной регистрации во благо монастыря, наступление на музеи – все это по своим методам уже неотличимо от поведения чиновников, которое так возмущает граждан.

По-хорошему, татарские депутаты должны были бы выразить протест против возведения Дня крещения Руси в разряд государственных праздников, а вот их естественная, казалось бы, реакция ведет не более чем к подрыву авторитета религий в России. И чем лучше им удадутся"успокоительные меры", тем в большей степени традиционные ценности будут опираться на фигуры вроде Кадырова, который, отдавая предпочтение шариату перед российскими законами, опирается на стволы, а вовсе не на проповедь.

3 июня 2010 г.

Фото: ИТАР-ТАСС


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования