Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Отставку муфтия приняли. К сведению. “Виновник” религиозного скандала в Северной Осетии Али-Хаджи Евтеев дал интервью “МК”


На прошлой неделе общество было взволновано высказываниями муфтия Северной Осетии Али-Хаджи Евтеева. Во время частной беседы с сотрудниками Института национальной стратегии он высказал ряд суждений, которые без его ведома и превратно были опубликованы на информационном сайте. Прошли сообщения, что против него едва ли не возбуждено уголовное дело. Дело дошло до того, что Али-Хаджи попросил освободить его от высокого поста.

— Вы на самом деле были знакомы с Хаттабом?

— Никогда с ним не был знаком. В интервью упоминалось о том, что я был знаком с предводителями бандподполья Астемировым и Мукожевым. Оба были официальными преподавателями в медресе. Лет 15 назад я их знал. Они были моими преподавателями, в медресе я изучал Коран и основы арабского языка. Какой криминал может содержаться в том, что я обучался у педагогов, которые спустя 10 лет встали на путь вооруженной борьбы? Я не боюсь сказать правду, и я спокойно говорю на разные темы. Печально, что журналисты извратили мои слова.

— Как вы относитесь к идее создания единого мусульманского государства?

— Я мусульманин, который прошел немалый путь в исламской общине от студента и дошел до поста муфтия. Я хорошо знаю этапы, которые проходит молодой человек. Быть может, каждый мусульманин хотел бы жить в шариатском государстве. Шариатское государство в представлении мусульманина — это общество, которое руководствуется справедливыми божьими законами.

Слово "шариат" приобрело негативную окраску. Хочу уточнить, что я понимаю под шариатским государством и халифатом. Часто у людей в сознании всплывают картины с отрубанием рук и голов, с побиванием женщин. Шариат — это общество, которое прежде всего живет по божьим законам. Ислам, православие, буддизм, иудаизм — это официально признанные религии. И каждая конфессия стремится осуществить в жизни свои идеалы.

— На самом деле вы высказывались в поддержку того маргинального понимания джихада, которое существует в определенных кругах ислама?

— Богословская проблема джихада всех будоражит. Джихад в исламской терминологии — это не убийство иноверцев, а прежде всего старание на пути к божественным идеалам, к построению самого себя, своей души в соответствии с божественными канонами. Понятие джихада, конечно же, связано с негативом, который сразу же приходит на ум. Употребляя в беседе это понятие, я считал, что говорю со специалистами, которые понимают, что понимается в исламе под словом джихад.
Это старание в распространении блага, старание на пути упорядочивания своей жизни. Я указал, что одна из степеней его является вооруженной. Скажите, в каком государстве запрещено защищать свое имущество?

— Каково ваше отношение к ваххабитам?

— Хочу сказать, что слово "ваххабизм" не имеет определения ни в исламе, ни в российской Конституции, ни в справочниках вы не найдете определения слову "ваххабит". Если ваххабизмом называются радикальные взгляды мусульман, то я был знаком с этим явлением. И я нашел выход из этого. Я справился с этой проблемой. И мы, как духовное управление, как руководство мусульман, помогли многим справиться с этим. Думаю, положение в нашей республике не требует излишних доказательств того, что эта работа у нас в республике удалась и продолжается успешно. По сравнению с тем, что происходит в соседних республиках. Но, видимо, кому–то не терпится увидеть здесь раздор, смуту, распри, радикализм и нетерпение.

Сергей Бычков, 27 мая 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования