Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БАПТИСТЫ ПЕТЕРБУРГА": В "пучках" и "связках". Чем больше церковь стремилась к официальному статусу, к столь желанной свободе и льготам, тем пагубней подобная свобода сказывалась на ее жизни и миссии


Посмотрев на Парад Победы-2010, диву даешься – перед президентом РФ прошлись подразделения войск аж самих США, Англии и Польши. Иностранные журналисты не скрывали восторга, комментируя данное событие: "Нынешний Парад Победы впервые в истории демонстрирует воссоединение Европы и примирение стран, которые ранее между собой враждовали!" Но почему эта вражда возникла? Откуда взяться, казалось бы, в христианской Европе коричневой чуме и красному террору?

Слово "примирение", которое использовали наблюдатели на иностранном канале, кстати сказать, имеет богословские корни. Как тут не вспомнить послания апостола? Но если далее не развивать эту тему, зададимся вопросом: по каким причинам стали возможными разъединение и раздор в Европе, когда, как видно из всемирной истории, империализм Первой мировой войны и фашизм Второй мировой возникли в стране, прежде являвшейся колыбелью европейской и мировой Реформации в начале XVI века?

Будем, кстати говоря, справедливы. Коммунизм в России возник не на голом месте или где-то в цитадели марксистко-ленинских штудий. Эта крепость формировалась и строилась постепенно. Возник атеистический материализм, между прочим, в православной стране, где каждый подданный империи уже с рождения после своего крещения был надежно привязан к церковному приходу. Выход из православия считался изменой. И в гимназии Ленин изучал Божий Закон, а не враждебные самодержавию учебники.

Однако история учит и убеждает, что чем больше церковь стремилась к официальному влиянию и статусу, к столь желанной свободе и льготам, тем пагубней подобная свобода сказывалась на ее жизни и миссии. Враждебная система, где князь мира сего, согласно древним иудейским представлением о мире, еще временно царствует в воздухе (Послание Ефесянам 2:2) стремится навязать церковному мышлению ложные стереотипы. Таким образом, "мировая система" лукаво подсовывала церкви каштаны, которые епископы ранней церкви усердно вытаскивали из огня. И ничего не получали взамен. Только неприятности.

Так церковь с энтузиазмом восприняла миланский эдикт Константина и последующие свободы для себя. Но "система" пошла дальше, когда император, как мы знаем из истории, решил сделать христианство религией ромеев. Что произошло? Обмирщение церкви. Христиане добились свободы, и империя секуляризовала церковь. Реформация, возьмем известный и касающийся нашей темы пример, провозгласила человеческий разум и совесть мерилами для изучения Библии. И система воспользовалась этой посылкой: либералы буквально растерзали Писания, ища "научное объяснение" библейскому феномену. Модернизм восторжествовал над Словом, и церковь в Германии и Европе ушла в арьергард. США, укажем еще на один исторический пример, были созданы на христианской основе. Свобода и равноправие стали фундаментом для существования новой нации. Но система шагнула дальше, когда той же свободы захотели гомосексуалисты, а также те, кто выступал за аборты и запрет молитвы в стенах школы.

В России, как мы уже упоминали в начале, церковь проникла во все сферы государства. Этот союз привел к тому, что православное христианство у большевиков ассоциировалось с самим самодержавием. Это была основная причина для разрушения религиозного облика страны и придания ему атеистического вида. Нежелание протестантов-нонконформистов создавать сомнительные союзы между государством и церковью выразилось в появлении знаменитых "пунктов" баптистов, согласно одному из которых церковь в принципе должна быть отделена от государства. Уж слишком душно христианам в его объятьях. И если семья, отец и мать, порой не может дать своему чаду соответственное христианское воспитание (никто не отменял выбор и волю человека), то что говорить о правительственных методах?

Но вернемся опять к Германии. "Коричневый кошмар" случился с немцами, конечно же, не потому, что национал-социализм как микстура был прописан в Евангелии, которое Лютер так страстно старался передать немцам на родном языке. Немецкий "пучок" (итал. fascismo от fascio – отсюда фашизм) социалистических идей, связка этнических и антропологических открытий потрясла бы и ужаснула Мартина Лютера до основания. Фашистская инфекция медленно, но уверенно заражала сознание приверженцев мнимого третьего рейха не по причинам религиозным. Хотя и они впоследствии в извращенном виде имели место. Фашизм был связан с факторами психологическими, историческими и общественными!

И подобное заражение общества фашизмом происходило тогда, когда "огосударствленные" церкви становились заложницами режима, который медленно и уверенно по одиночке удушал пастырей и служителей. Заставлял их молчать, а потом и вовсе уничтожал. Идея воссоединения германских земель, а также мечты о новом рейхе опьяняли своим мессианством не только политиков, но также церковных и богословских деятелей. Именно это однажды удручило молодого швейцарского пастора Карла Барта. Похожая история получилась в случае российского самодержавия и коммунизма. И, как кажется, история "огосударствления" повторяется.

Когда церковь срастается с государством во взаимном экстазе, люди не видят в церкви благоухающей благодати и истины. Она ассоциируется не с женихом, а с раздробленными признаками мира. И когда она забывает своего Жениха, она гневно отторгается вместе с системой. С тем, с кем она уже давно по какому-то недоразумению сожительствует.

Церковь должна ассоциироваться только со своим Женихом. Поскольку она Его, Христа, Невеста. Конечно, мы, верующие, несем в себе различные признаки культуры, политики и национальности. В христианстве вы можете увидеть в татуировках экзальтированного и в потертых джинсах проповедника, а также сосредоточенного и меланхоличного монаха. Там найдутся те, кто исповедует себя республиканцами, а есть такие, кто считает себя демократом. Там будут поклонники рок-н-ролла и попсы, там есть поборники авангардизма и классики. Сделала ли их церковь такими? Нет. Скорее всего, если мы начнем искать ответ в нужном направлении, они были такими еще до того, как перешагнули порог храма. Как, собственно, и мы с вами, кто несет на себе облик окружающей культуры семьи, страны и этноса.

Реформация ли, или православно-византийская форма духовности – они вряд ли имеют отношение к ужасам тоталитаризма. Хотя они еще далеко несовершенны. Особенно в вопросе союза с государством, которое, будь оно незрелым, норовит завлечь верующего в сомнительные мероприятия. Наша духовная культура восприятия Царства Божьего еще временно помутнена, видимо, пока недосягаемым и непревзойденным расстоянием "тусклого и гадательного" (1 Послание Коринфянам 13:9-12). Но Христос непременно придет, чтобы мы могли уже смотреть на Него лицом к лицу. Тогда мы явим окружающим ту славу, которая откроется в нас, превосходя любую культуру, общество и историю.

Виктор Шленкин

18 мая 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования