Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА №1": "Против своей совести идти не могу". Обыски дома и в храме у барнаульского священника РПЦ МП Георгия Титова были проведены с ведома епископа Максима


– Вот еще не успел ничего убрать после обыска, – вздыхая, разводит руками настоятель Вознесенской церкви, что в Научном городке Барнаула, отец Георгий Титов. – Рано утром 30 апреля, в семь часов, жена залетает: "У нас обыск!" Гляжу – во дворе человек шесть-восемь, некоторые – в масках. Старший – майор милиции Сергей М. – вручает мне постановление суда о проведении обыска. Действительно, подписано судьей, а в бумаге разъяснение, что, мол, проводится обыск в рамках расследования убийства корейского студента…

Версия 1-я: криминальная

Как известно, Кьенг Бьенг Гил был убит в феврале этого года в Барнауле, подозреваемые в убийстве были задержаны по горячим следам и уже признались в преступлении. А некоторые из них в ходе следствия заявили, что в круг их общения входил и отец Георгий (Титов), настоятель Вознесенского храма, что в Научном городке. Сам батюшка и не отрицает своих взаимоотношений со знакомым обвиняемых, Мишей В., который, по его словам, пытался направить своих друзей-скинхедов в правильное, православное русло. Об этом и рассказал нам отец Георгий, с которым мы встретились спустя три дня после обыска, который был проведен в его доме и в Вознесенском храме накануне Первомая.

По словам батюшки, именно в рамках расследования уголовного дела об убийстве молодого южнокорейца у него, как у свидетеля (а не подо­зреваемого или тем более обвиняемого), и провели 30 апреля милиционеры обыск, изъяв в ходе него компьютер и несколько журналов.

"Мне сразу предложили предъявить материалы экстремистского содержания. Я таковых не вспомнил, тогда и начался обыск, который проходил вполне корректно, даже с шутками. Изъяли в итоге несколько старых журналов, компьютер со всеми данными. Замечу, что я активно сотрудничаю с православно-монархической прессой, поэтому мне важно знать идеологию оппонентов, а значит и иметь их труды", – заявил отец Георгий, который, к слову сказать, является одним из руководителей Алтайского отделения православно-монархической организации "Союз русского народа" и не скрывает своих националистических взглядов. Правда, по его словам, эти взгляды ничего общего с экстремизмом, расизмом, антисемитизмом и ксенофобией не имеют.

Впрочем, видимо, у следствия иное мнение, а потому и возникла версия, что убийство корейского студента совершено не пьяными хулиганами, а некой организацией националистического толка. Причем отец Георгий, возможно, является ее идейным вдохновителем. "Это полный бред!" – считает священник. С ним солидарны и его прихожане, обратившиеся с жалобой к прокурору края Якову Хорошеву и считающие подозрения правоохранительных органов необоснованными. "Деятельность отца Георгия Титова публична, убеждения его общеизвестны. Поэтому мы просим в указанные законом сроки дать официальный ответ о том, чем вызваны такие чрезвычайные меры, как обыск (даже храма), со стороны правоохранительных органов", – написали прихожане Вознесенской церкви в прокуратуру 2 мая, вскоре после проведенных обысков. Кстати, как выяснилось в ходе обысков, проводились они с ведома владыки Максима – епископа Барнаульского и Алтайского. Вот тут-то и возникает версия вторая.

Версия 2-я: внутрицерковная

С епархиальными властями, в первую очередь – с владыкой Максимом, у отца Георгия давний конфликт, хотя он и является до сих пор руководителем юридического отдела епархии, а значит посвящен во многие "епархиальные тайны". Правда, еще более двух лет назад батюшка заявил, что не приемлет методы руководства, практикуемые Максимом, и даже пригрозил приоткрыть некоторые секреты епископского "менеджмента". А в декабре 2008 года и вовсе поставил ультиматум, объявив, что выходит из подчинения епископу Максиму. Тогда во внутрицерковный скандал оказались вовлечены правоохранительные органы, мобилизованные чуть ли не на штурм оплота "раскольников" – Вознесенской церкви. Тогда его настоятелю отцу Георгию, удалось отстоять храм благодаря поддержке прихожан. Сегодня же, если все-таки устав в нынешнем его виде будет принят, он и этой своей опоры может лишиться.

Ведь нынешнюю эскалацию напряженности мест­ные наблюдатели связывают с неприятием отцом Георгием и его сторонниками нового устава приходских советов, предложенного Московской патриархией РПЦ. Если коротко: раньше высшим органом прихода являлось приходское собрание, а теперь – епархиальный иерей, т. е. епископ. Более того, тем или иным приходом может напрямую руководить сам патриарх. Помимо этого за некоторые нарушения одного из прихожан епископ может исключить всех членов прихода и назначить на их место новых. Были определены и сроки принятия нового устава в приходах РПЦ – до октября этого года. Среди епархий даже начались чуть ли не соревнования: кто быстрее примет новый порядок. В Кемеровской епархии решили перерегистрировать уставы уже к нынешней Пасхе, на Алтае решено было собрать протоколы приходских собраний в качестве проявления лояльности, а уж к октябрю их перерегистрировать.

Говорят, что таким образом внутри РПЦ выстраивается своя "властная вертикаль", схожая с той, что выстраивается светской властью. Однако одно дело мирская, светская жизнь, другое – церковная. По мнению отца Георгия, такими нововведениями нарушается базовый прин­цип Православной церкви   – принцип соборности, который является краеугольным камнем православия. Приход Вознесен­ского храма и отец Георгий воспротивились этому новому порядку и заявили, что выполнять его требования не будут. Причем о своей позиции заявили в Интернете.

Сложилась патовая ситуация: что делать дальше, никто не знает. "Я не хочу об этом думать, но против своей совести идти не могу", – заявляет пассионарный батюшка-правдолюб. Между тем местные наблюдатели не исключают, что приход Вознесенской церкви при крайнем развитии событий может выйти из-под юрисдикции Московской патриархии. Разумеется, в этом случае частный факт личных взаимоотношений иерарха и его подчиненного в одной из провинциальных епархий РПЦ принимает скандальный и – самое неприятное – политический оборот. Правда, не исключено, что на самом верху в конце концов все-таки будет найдено какое-то компромиссное решение в отношении предстоящей церковной реформы.

Не секрет, что отец Георгий пользуется известным авторитетом не только среди прихожан Вознесенской церкви, но и среди части православной интеллигенции Барнаула. Поэтому особенно важно объективное и беспристрастное расследование всех обстоятельств этого дела, возможной причастности (пусть и опосредованной) или же непричастности к этому громкому убийству известных на Алтае и за его пределами деятелей, в том числе и церковных. Никоим образом не вмешиваясь в сугубо церковные дела, тайну следствия или "страшные" секреты правоохранительных и прочих компетентных органов, хотелось бы тем не менее напомнить следующее: Церковь у нас отделена от государства. Хотелось бы верить, что об этом помнят и те, кому положено это по долгу службы.

Артем КУДИНОВ

P.S. барнаульская епархия и следственное управление СКП по алтайскому краю отказались от комментариев по этому вопросу газете "№1".

7 апреля 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования