Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": "Пушкин хотел сам взять исламскую веру, но не смог". Месяц назад в школах 19 регионов России начали изучать основы религиозной культуры и светской этики


Месяц назад в школах 19 регионов России начали изучать основы религиозной культуры и светской этики. В Чечне 99,64% родителей отправили школьников на уроки ислама. На уроки православной культуры здесь ходят только 73 четвероклассника из 20 тысяч. Корреспондент"Газеты.Ru" съездил в Чечню и узнал, каково это — изучать культуру православия в исламской республике.

Осенью замминистра образования Чечни Хож-Ахмед Халадов пришел на телеканал"Вайнах ТВ" и попросил 10 минут эфирного времени."В селе Бамут Урус-Мартановского района в школе № 2 учится мальчик Алан. Родители о нем не заботятся и за ним не смотрят. Если вы хотите выдать за этого мальчика свою дочь или взять его на работу, учтите: его родители им не занимаются", — сказал он в прямом эфире на всю Чечню после восьмичасовых новостей. Через 15 минут классическая мелодия его"Нокии" звучала беспрерывно: звонили жители других деревень, поддерживали Халадова, рассказывали ему о других заброшенных детях, а родители Алана клялись исправиться и просили"больше так не делать".

"Жестоко? Зато действенно", — Халадов говорит мне, что самый страшный суд в Чечне — общественное порицание. Чеченским чиновникам важно, чтобы подростки не уходили в горы: ваххабиты"питаются" молодежью. В 2009 году министерство даже просило главу Рособрнадзора Любовь Глебову снизить порог ЕГЭ для Чечни, чтобы по минимальным баллам выдать школьникам аттестаты и"отправить их в ПТУ учиться на слесарей или токарей". Глебова отказала. Через полгода в Минобразования пришли люди из ФСБ: зафиксирована вспышка ваххабизма, банды пополнились молодыми участниками, примите меры.

За образование взялись всерьез. В прошлом году в республике капитально отремонтировали все школы. Деревенские жители заклинанием повторяют приказ президента Рамзана Кадырова:"В каждом селе должна быть мечеть, больница и школа". В классах установили видеокамеры — на мониторе в кабинете директора видно каждого ученика. Для родителей выпустили брошюру"Как воспитывать ребенка"(о чем говорить, что запрещать, чем кормить). Разработали официальный курс"Нравственно-патриотическое воспитание молодежи" и аплодисментами встретили федеральный проект"Основы религиозной культуры и светской этики"(ОРКСЭ).


На мониторе видеонаблюдения в кабинете директора видно каждого ученика

Раньше ислам в Чечне никогда не преподавался. Коран читали только в школах при мечетях — медресе. Зато с 5-го по 11-й класс в государственных школах изучают"Вайнахскую этику" — единственный предмет на чеченском языке, без перевода на русский. На уроках этики рассказывают, как вести себя с родителями, отдавать долги и встречать национальные праздники — о мусульманском быте, но не о самой религии.

Когда появился ОРКСЭ, по документам, родители в Грозном проголосовали единогласно: даже дети из русских семей отправились изучать исламскую культуру.

О других модулях курса — культуре православия, иудаизма, буддизма, светской этике или истории всех религий — речь не шла. Двадцать с половиной тысяч четвероклассников Чечни пришли 1 апреля на уроки культуры ислама.

Учительница начальных классов городской школы № 7 Сацита Назарова говорит, что модули семьи выбирали вслепую: не было ни учебников, ни программ, одни названия."Сейчас многие, почитав пособия, хотят выбрать основы мировых религиозных культур: им нравится, когда рассказывают обо всех сразу. Но даже в учебнике по исламской культуре подчеркивается общность религий", — добавляет она.

"Пророки в исламе соотносятся с пророками в христианстве. Адам — он везде Адам, пророк Нух — это библейский Ной, пророк Ибрахим — библейский Авраам, пророк Муса — библейский Моисей, а Иса — Иисус", — рассказывает Назарова на уроке."Только христианам были даны некие библии, как нам — Коран", — добавляет 11-летняя Зарета. В учебник нравственный облик пророка иллюстрируют четверостишием А. С. Пушкина:"Люби сирот и мой Коран дрожащей твари проповедуй".

— А как был связан с исламом Александр Сергеевич Пушкин? — спрашивает класс Назарова.

— Его отправили на Кавказ, а потом мусульмане ему очень понравились, особенно идея про то, что когда ты вероваешь в Бога, то все идет хорошо.

— Пушкин хотел сам взять исламскую веру, но не смог!

— Как было на самом деле, мы вряд ли теперь узнаем. Значит, Пушкин, как и все пророки, призывает нас изучать Коран, — подводит итог учительница.

К пятнице все готовят сообщение об аде и рае, а Влад с Алиханом — рассказ о том, как мусульмане представляют себе судный день.

В 30 уроках учебника исламской культуры нет ничего о шиитах и суннитах и ни слова о ваххабизме.

На курсах в Москве, где учителей готовили к ОРКСЭ, о войне и терроризме на уроках им говорить не рекомендовали.

Но, если дети спросят о ваххабитах, Назаровой будет, что ответить. На курсах она придумала такое объяснение:"Кого должен уважать мусульманин в первую очередь? Мать. А кого должен уважать во вторую? Мать. А кого должен уважать в третью? Тоже мать. И только в четвертую очередь — отца. А ваххабиты говорят, что самый уважаемый человек в жизни — духовный лидер, а родителями можно поступиться ради убеждений. Можно после этого называть ваххабитов мусульманами? И тут все дети хором скажут"Нет", — уверена учительница.

В президентском лицее имени Ахмада Кадырова в Грозном учится четвероклассник Артур Калустян.

Армянин, единственный православный среди сверстников, он вместе со всеми изучает культуру ислама.


Артур Калустян — единственный православный среди сверстников, он вместе со всеми изучает культуру ислама

О новом предмете в школьной программе его мать Карина Калустян узнала не от учителей:"Я посмотрела новости на Первом канале, а через несколько дней он уже принес домой книжки по исламской культуре, которые ему выдали в школе. Родительское собрание я могла и пропустить, я ведь даже по субботам работаю. Ну вот уже девятый урок и ходит". Калустян, крещенную в церкви Грозного задолго до войны, смущает, что сын изучает культуру ислама."Я думала об отдельном учителе по культуре православия для него, в школе, наверное, с ним бы даже и занимались индивидуально. Но, понимаете, он один такой в лицее, а я только в Грозном смогла найти работу и жилье... Выделять его не хочется. Хотя, может быть, и стоит попросить", — говорит Карина.

В Грозном Карина снимает однокомнатную квартиру в отремонтированной девятиэтажке. Во время войны они жили в Осетии и Ставрополье, но там работу специалист Пенсионного фонда Калустян найти не могла: в местные отделения приезжих не брали. Поэтому в 2002 они вернулись в Грозный. Здесь Карина носит крестик и покрывает голову платком. Дома — по привычке, на работу в фонд — по распоряжению Кадырова. Все женщины, работающие в госучреждениях Чечни, должны в служебное время носить головные платки, провинившихся увольняют.

Сына Карина крестила в церкви в Осетии, когда ему было 4 месяца.

— Одноклассники в лицее знают, что ты крещеный?

— Нет, а зачем им это знать.

— Они не спрашивают или ты специально не говоришь?

— Сам не говорю, лишнее это.

— Тебе нравится на уроках культуры ислама?

— Ну я еще не понял в нем ничего, когда пойму — скажу.

"Остальные ребята уже знают многое из домашних традиций, а ему откуда про намаз или суры слышать", — объясняет мать. Артур бойкий, смышленый, один из лучших учеников в классе. Аттестат ему может испортить"тройка" по чеченскому языку."Я сама не могу с ним заниматься, потому что по-чеченски не говорю и не пишу. Пришлось говорить с директором, просить делать скидку на то, что это не родной его язык", — рассказывает Карина. Правда, у Артура есть подружка в соседнем подъезде: он ее учит русскому языку, она его — чеченскому.

Младший брат Карины шесть лет назад перешел в ислам, совершает намаз пять раз в день и собирается на хадж. Таких, как он, в Грозном много."Все его знакомые очень это приветствовали, но я сама думать о переходе в другую веру не хочу, — рассказывает Калустян. — Хотя, когда соседка рассказывает что-то о Коране, я много нового узнаю. Да и судьба нам, видно, здесь остаться".

"Я понимаю, почему русскоязычные люди могут плениться красивой речью образованного мусульманина. Проповедующие ислам много занимаются своей верой и поэтому притягательны", — говорит отец Григорий, отпирая церковь. Храм Михаила Архангела в Грозном отреставрировали к прошлой Пасхе. На открытие приезжал Кадыров, остался доволен, не понравились только голубые купола — сказал позолотить.

Калитка на замке, двери заперты, четверо омоновцев в две смены охраняют иконы, роспись и батюшку. Он не служит в Грозном еще и полугода. Приехал из Кабардино-Балкарии с наказом вести миссионерскую деятельность. Прихожан у отца Григория человек 25—30,"захожан", раз в месяц ставящих свечку и поминающих близких на Красную горку, побольше."По моим подсчетам, в городе около полутора тысяч православных русских. И, бывает, у них спрашивают, зачем они носят крест здесь, почему бы им не принять ислам и так далее. Скрытая исламизация, конечно есть. Вы же понимаете, одно дело — сказать"я православный" в Рязанской области, а другое — в Грозном".


Отец Григорий приехал из Кабардино-Балкарии с наказом вести миссионерскую деятельность

Об уроках религиозной культуры в школе священник знает, но относится к ним скептически."Не знаю, что обычные учителя могут рассказать о православии. Я звонил в Минобразования, спрашивал, могу ли я поприсутствовать на уроке православной культуры, посмотреть на преподавателей. Но они пока молчат", — жалуется он. Я приглашаю отца Григория с собой.

Культуру православия в Чечне изучают всего 72 ребенка из 20651 четвероклассников.

Это дети из русских семей, не уехавших из-за войн в Астрахань, Ставрополье или центральные области. Живут они в северных районах республики, за Тереком, в станицах, где до войны жили одни русские. Теперь в школе № 1 Наурской станицы учитель начальных классов Таисия Ильина рассказывает об основах православия своей внучке. 10-летняя Катя и ее восемь одноклассников ходят на этот урок, пока остальные 20 учеников 4-го"Б" изучают культуру ислама. Ильина показывает детям, как на Пасху бьют яйца и три раза целуются."Мусульмане угощают нас на Курбан-байрам, а мы их — на Воскресение Господне", — Ильина говорит, что конфликтов из-за нового предмета в школе нет. Она рассказывает ученикам, как каждый год высчитывают день Пасхи, и, смущаясь, уточняет у отца Григория, правильно ли все объяснила."К кому вы обращаетесь, когда дети задают сложные вопросы?" — спрашивает священник."Мы просим родственников, которые часто бывают в церкви, задавать их батюшке, потом разъясняем детям", — говорит Ильина.


"Воплощение — от слова плоть. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог перешел в мир человеческой смерти. В переносном смысле под влиянием Евангелия, чтобы проникнуться страданием", — читает по слогам ученица 4-го"А" Червленной школы Шелковского района Алена. В школе 895 учеников, 132 из них в четвертых классах, 10 человек четвертую неделю изучают основы православной культуры. Много в учебнике непонятного. Четвероклассники пока путают Назарет с Назранью, а Иерусалим с Украиной.

— Что вам понравилось сегодня на уроке?

— На горе распяли Христа.

— Садись, молодец.

— А мне понравилось распятие.

— Тоже хорошо.

"Нас пригласили, рассказали про эти иудизм с буддизмом, ну, мы выбрали православие, конечно же", — говорит мать другой четвероклассницы Елена Рогожина. Правда, после урока православной культуры у Тани"окно" в расписании, и, чтобы не бродить без дела, она приходит на культуры ислама, которой в это время занимается большая часть ее класса."Не боитесь, что ей больше понравится?" — спрашиваю я у Рогожиной. Православная блондинка трижды стучит по дереву:"Не дай бог, вот чего не хочу ни за что".

В четверг 11-летняя Таня, как обычно, после 30 минут основ православной культуры остается в том же классе на урок ислама. Его ведет преподавательница чеченского языка и литературы Кумира Касаева. Она рассказывает про ангелов Аллаха, которые не едят, не пьют и не спят, и джиннов, которые живут среди людей. Больше всего бояться надо шайтанов, говорит учительница. У Аллаха 99 прекрасных имен и последнее его имя пока никому не известно. Человек, его узнающий, будет особенным, избранным человеком. У школьницы Тани блестят глаза.

Олеся Герасименко (Чечня)

5 мая 2010 г.

ФОТО: Максим Авдеев


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования