Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Не только технические проблемы. Свердловские школьники проигнорировали пожелания епархии


Три недели назад в девятнадцати регионах России стартовал эксперимент по преподаванию в четвертых классах государственных школ нового предмета – "Основы религиозных культур и светской этики". Еще до начала экспериментального курса новация вызвала острую дискуссию в обществе. Были вопросы к оснащению школ учебными пособиями. Как и ожидалось, здесь не обошлось без технических сбоев. Многие опасались, что новый предмет запустит процесс клерикализации государственной системы образования. Вызывал нарекание и новый для отечественных учебных заведений принцип выборности того или иного модуля: православного, исламского, буддийского, иудейского, сравнительно-религиоведческого и сугубо светского. Три недели – не такой уж большой срок, чтобы делать выводы, учитывая, что на новый предмет отводится в среднем два урока в неделю. По крайней мере уровень знаний учащихся еще рано проверять. Однако собственные корреспонденты "НГР" в четырех регионах из девятнадцати, в которых проходит эксперимент, попытались разобраться, насколько успешно удалось на местах организовать уроки "духовно-нравственного ликбеза".

Преподавание четвероклассникам "Основ религиозных культур и светской этики" в Свердловской области началось с дефицита – поставщики не успели вовремя передать учебники в школы. В расписаниях предмет уже значился, но пособий, по которым учителя могли бы объяснять спорный предмет, не было. В государственном Институте развития регионального образования, выступающем оператором курса в области, проблемы назвали техническими. Например, отправить учебники в северный Краснотурьинск (426 км от Екатеринбурга) не получилось дважды – всякий раз ломалась машина, отправленная городским управлением образования.

Директор Института развития регионального образования Оксана Гайнанова факт срыва подтверждает: первоначальный график требовал доставки учебников до 29 марта. Сделать это не удалось – последний согласованный вариант предусматривал передачу книг к 5 апреля. Но до сих пор из областных школ поступают сообщения об отсутствии учебников.

Впрочем, это не единственная проблема. Общественность как протестовала против начала подобного эксперимента, так и остается на своих позициях после того, как прошли первые уроки. В Свердловской области опасаются чрезмерного влияния Церкви на государственную школу. На Урале эти опасения подкрепляются активной позицией Екатеринбургской епархии, настаивавшей на преподавании курса не учителями, а настоятелями местных храмов.

От этого варианта областное Минобразования отказалось, а последующие решения родителей показали, что запросы Церкви не актуальны. Во всех городах Свердловской области с подавляющим преимуществом выбор был сделан в пользу "Основ светской этики". В Каменске-Уральском (третий по численности муниципалитет региона) этот предмет выбрали 52,4% семей. В общем рейтинге на втором месте оказались "Основы мировых религиозных культур", но так далеко не везде – в том же Каменске-Уральском за них высказались лишь 19,5% семей, тогда как 28,2% попросили рассказать своим детям о православии. В Минобразовании указывают, что в среднем по области курс "Основы православной культуры" занял третье место. Свою роль в этом сыграли территории с преимущественным проживанием татар (там популярностью, естественно, пользовался ислам) и Екатеринбург, где желание, чтобы их дети познакомились с православием, высказали только 7% родителей.

Но политики не отказываются от контроля за ходом эксперимента. Депутаты регионального Закса, входящие в состав парламентского Совета по этике, на специальном заседании приняли обращение к ректорам местных вузов. Они предложили привлечь студентов-социологов к изучению общественного мнения о целесообразности и эффективности преподавания нового учебного курса в 4–5-х классах общеобразовательных учреждений. Исследование должно показать, насколько результаты эксперимента в области будут соответствовать первоначальным замыслам.

Михаил Вьюгин, Екатеринбург

21 апреля 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования