Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОСТРОВ ВЕРЫ", Миасс: Где же сокрыта «арменская ересь»?


Святой Ириней, епископ Лионский, пишет, что "не дол­жно искать у других истины, которую легко получить от Церкви. Ибо апостолы, как бо­гач в сокровищницу, вполне по­ложили в нее все, что относит­ся к истине, так что каждый желающий берет из нее питие жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники"1.

Посе­му справедливо будет уподо­бить Святую Церковь, основан­ную на апостольской истине, тому дому, который муж муд­рый "построил... на камне. И по­шел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, пото­му что основан был на камне" (Мф. 7,24-25). Все же ереси, секты и расколы, основанные на лжи, обмане и невежестве, должно уподобить дому, кото­рый муж безрассудный "пост­роил... на песке И пошел дождь, и разлились реки, и подули вет­ры, и налегли на дом тот; и он упал, и было разрушение его великое" (Мф. 7,26-27)...

Изначально никонианский раскол основывался на песке лжи и обмана. Чего только не предпринимали последователи бывшего патриарха Никона и сторонники его реформ, чтобы оправдать себя и очернить ис­тинных православных христиан-староверов, выступивших про­тив введения новых обрядов!

Один из лучших и верней­ших способов в таком деле — оклеветать другого, обвинить его в своих же грехах и ошибках, мол: "помалкивай, сам такой же!" Так никониане и поступа­ли. Они, последуя дьяволу, ко­торый есть "ложь и отец лжи" (Ин. 8,44), сочинили и пустили гулять по свету нелепую басню, будто бы старые обряды - вовсе не апостольское предание и не святоотеческое наследие, а еретические новшества и из­мышления, перенятые русски­ми невеждами у различных про­ходимцев. Новолюбцы говорили: "Глупы были и не смыслили наши русские святые! Неученые люди были, чему им верить? Они грамоте не умели!" Порицая наших древних святых и на­ши древние, благочестивые об­ряды, никониане назвали дву­перстное крестное знамение "ар-менскою (т. е. армянскою) ере­сью".

Ложь об "арменской ереси" старообрядчества была подхва­чена многими никонианскими писателями. Так, например, известный хулитель Правосла­вия митрополит Димитрий Ро­стовский (Туптало) в своей пре­словутой книге "Розыск о рас­кольнической брынской вере" писал о старообрядческих про­поведниках в Сибири, которые "учаху людей... знамение кре­стное на себе творити не по древнему, от греков приятому обычаю, не тремя персты пра-выя руки, но двемя перстами по обычаю арменския ереси"2. Этому "еретическому" обычаю Димитрий противопоставлял обычай "благочестивый и пра­воверный": "мы благочестно и правоверно изобразуем три лица Пресвятыя Троицы и, по-лагающе на себе треперстным сложением знамение крестное, глаголем: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа"...3

Для "подтверждения" вы­мысла об "арменской ереси" в начале XVIIIвека было сфаб­риковано подложное деяние некоего церковного собора, яко­бы осудившего в ХП веке ере­тика Мартина Арменина. Автор фальшивки до сих пор неизве­стен, но существует мнение, что ее состряпал сам Димитрий Ростовский. Деяние подробно рассказывает о соборе, якобы бывшем в Киеве в 1157 г. и осу­дившем некоего еретика-армя­нина Мартина, учившего неко­торым обрядам, проклятым Московским собором 1666-1667 гг., но сохраняемым и за­щищаемым староверами, в том числе и двуперстному крестно­му знамению. По повелению им­ператора Петра I"Соборное де­яние на Мартина еретика" было напечатано в 1718 г., а затем неоднократно переиздавалось "ко увещеванию расколом неду-гующих". Однако старообряд­ческие ученые, знаменитые братья Денисовы из поморской Выговской пустыни, сумели изобличить фальшивку. Сугубо научный подход, почти на сто­летие опередивший свое время, привел Денисовых "не только к беспощадному разоблачению фальсификаций, но и к насто­ящему научному подвигу, вы­лившемуся в создание первого в России источниковедческого, палеографического и лингвис­тического труда, который пре­восходил своими наблюдения­ми, методикой и выводами дос­тижения последующей историко-критической мысли" 4.

Казалось бы, все это -"дела давно минувших дней, преданья старины глубокой". И не стоит вспоминать о разоб­лаченной фальшивке и о Ди­митрии Ростовском, тем более, что никонианский поместный со­бор 1971 г. принял решение "о признании старых русских об­рядов спасительными, как и но­вые обряды, и равночестными им" и "об отвержении и вмене­нии, яко не бывших, порица­тельных выражений, относя­щихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались"5.

Однако находятся такие ни­кониане, которые, вопреки ис­торической истине и соборным решениям своей иерархии, про­должают хулить святоотечес­кое предание, древнее двупер­стие, нарицая его "арменскою ересью". Поистине, живучесть "скверных и изгнивших басен" достойна всякого удивления! Яркий образец такого богохуль­ства - творчество современной никонианской писательницы Натальи Михайловой. Не так давно она наделала много шума своими лживыми и кощунствен­ными опусами о древлем Пра­вославии. Вот, например, один из ее "перлов": "то, что двое-перстие нигде не сохранилось, кроме как у армян и нестори­ан, в этом сами раскольники убедились, когда в XIX веке в поисках "старой веры" объезди­ли весь православный Восток"6.

Нам представляется весьма важным делом заградить уста всем подобным хулителям Апо­стольской Церкви и апостольс­кого предания, объяснив совре­менному человеку, где же и в чем поистине сокрыта "армен­ская ересь". Понятно, что сра­зу уничтожить многовековую ложь будет нелегко. Сделать же это можно, лишь сообщив не­веждам ведение истины. Ибо, как писал Иммануил Кант, "есть такие заблуждения, кото­рые нельзя опровергнуть. Нуж­но сообщить заблуждающему­ся уму такие знания, которые его просветят, тогда заблужде­ние исчезнет само собою"...

Святая Церковь так восхва­ляет Крест Господень: "Крест преподобным оружие, обоюд­ный меч Христов... и победа, и щит, и стена нератуема, бесом отгнание" (Канон Кресту, 3-я песнь). Ограждаясь непобеди­мым оружием — крестным зна­мением, мы изображаем на себе Животворящий Крест, освя­щенный Распятым на нем Гос­подом нашим Исусом Христом, ибо, как сказал апостол, "мы проповедуем Христа Распятого" (1 Кор. 1,23). Святой Кирилл Иеросалимский пишет "итак, не постыдимся исповедывать Распятого, с дерзновением на лице и на всем полагая перста­ми (δακτύλοις) печать Креста"7. А поскольку, согласно здраво­му православному учению, в лице Спасителя было соеди­нено два естества (Божеское и человеческое), то и крестное знамение всегда совершалось и совершается двумя перстами, ибо только так можно достой­но и праведно изобразить Распятого Богочеловека.

О количестве перстов, упот­ребляемых для крестного зна­мения, читаем у преподобного Петра Дамаскина в книге "Добротолюбие", изданной в Вене­ции на греческом языке: "И вновь знамением Честнаго и Животворящаго Креста изго­няются демоны и различные бо­лезни; и совершается это безо всяких издержек и без усилия. Да и кто может исчислить по­хвалы его (Креста)? Образы же его святого знамения святые Отцы предали нам, для опровер­жения неверных и еретиков, ибо два перста (δύω δάκτυλοι) и единая рука являют Распятого Господа Исуса Христа, Позна­ваемого в двух естествах (δυσί φύσεσι) и в единой ипостаси"8. Как об апостольском и святоо­теческом предании говорят о двуперстии отцы великого Сто­главого собора во главе со свя­тителем Макарием: "На себя крестное знамение рукою воз-лагати, двема персты, яко же предаша святии отцы вообра-жати крестное знамение... Аще кто двема персты не благослов­ляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестнаго знамения: да будет про­клят... Два перста имети накло-ненна, а не простерта, а тех указ тако вообразует: две есте­стве — Божество и человече­ство, Бог по Божеству, а Чело­век по человечению... Да тако достоит креститися и благосло-вити, тако святыми отцы узаконено и указано" 9.

По-иному складывают пер­сты для крестного знамения ар­мяне... Общеизвестно, что Армянская церковь придержива­ется монофизитского учения, которое с древних времен было известно на Руси под именем "арменской ереси". Согласно этому еретическому учению, возникшему в V веке, челове­ческое естество в Исусе Хрис­те было совершенно поглоще­но Божеством, а потому в Нем должно признавать лишь одно Божественное естество. Ереси­архи учили, что в Своей земной жизни Спаситель не имел на­стоящего тела, а только некую видимость, призрак оного. Посе­му во время распятия на Крес­те Господь наш страдал не Сво­им телом и не по Своему чело­вечеству, а по Своему Боже­ству. Православная Церковь от­вергает подобную ересь, утвер­ждая, что "аще бо и пострада Твое плотское, перстное суще­ство, но Божество безстрастно пребысть" (Канон Великия суб­боты, 6-я песнь). Монофизиты же полагают, что, поскольку Лица Святой Троицы единосущ­ны и нераздельны, то вместе с Богом Сыном страдали и Бог Отец и Бог Дух Святой. Таким об­разом еретики верят, что чрез Христа на Кресте была распята вся Троица.

Именно так ложно мудрст­вовал один из наиболее неисто­вых ересиархов, Петр Фуллон, по прозвищу Гнафей (Сукон­щик), силою захвативший анти-охийский патриарший престол. Девизом "истинной веры" он объявил выражение: "Бог был распят". В соответствии со сво­им учением, он добавил к трис-вятому гимну (Святым Боже, Святый Крепкий, Святый Без-смертпый, помилуй нас) слова "распныйся за ны". "Он учил, что Сын Божий страдал за нас по Божеству, а поэтому, вслед­ствие единосущия лиц Св. Тро­ицы, с Сыном страдали Бог Отец и Дух Святый. Это имен­но и означало добавление к трисвятому в виде слов рас­пныйся за ны"10. Нам кажется, что Гнафей и научил монофизитов креститься тремя перста­ми во имя Троицы, выражая этим веру в Ее распятие и кре­стные страдания.

Армяне-монофизиты крес­тятся именно тремя перстами. Об этом в середине XIX века так писал никонианский епис­коп Гермоген (Добронравов): "Армяне ограждают себя не одноперстным крестом, а так же, как и православные <никониане>, с тем только различием, что они, творя крестное знаме­ние, возлагают персты прежде на левое, а потом на правое пле­чо... В этом может убедиться всякий собственным наблюде­нием над армянами; в этом же уверяют других и армяне" 11.

О том же узнаем из самих армянских книг: "Перед и пос­ле каждой молитвы освящай себя крестным знамением сле­дующим образом: соедини пер­вые три пальца (երեկ մատներ, ерек матнер) правой руки (большой палец, указательный палец и средний) вместе и прикоснись ими к челу: Во имя Отца. Опусти к груди: И Сына. Перенеси на левое пле­чо: И Духа, а затем перенеси на правое плечо: Святого, а потом положи на_грудь и скажи Аминь" 12.

Сравним этот текст с приве­денною выше цитатою из Ди­митрия Ростовского или с наставлением из популярнейше­го никонианского учебника по закону Божьему: "Для крестно­го знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, ука­зательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безыменный и мизи­нец) пригибаем к ладони. Сло­женные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущ­ную и нераздельную Троицу... Когда мы крестимся не во вре­мя молитвы, то мысленно, про себя, говорим: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, выражая этим нашу веру в Пре­святую Троицу" 13.

А теперь задумайтесь, лю­безные читатели, где же поис­тине сокрыта "арменская ересь"?

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Св. Ириней Лионский. Творения. М, 1996. С. 225.
2. 'Розыск о раскоянической Брынской вере, о учении их, о делах их. М., 1755. Ч. 3, гл. 8.
3. Там же. Ч. 2, гл. 26.
4. Козлов В. П. Тайны фальсификации. 2-е изд. М., 1996. С. 27.
5. Поместный собор Русской право­славной церкви. М., 1972. С. 131.
6. Михайлова Н. М. Церковь и раскол XVIIвека // Благодатный огонь. .1998, № 2. С. 13; Ее же. Церковь и раскол XVIIвека или что надо знать о старообряд­честве. [Ржев], 1999. С. 28.
7. Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca. Т. ХХХШ, c. 816.
8. Φιλοκαλια των ιερόν νηπτικων. Βενέτης, 1782 1782. C.642.
9. Стоглав. СПб., 1997. С. 83-85.
10. Аверкий (Таушев), архиеп. Семь вселенских соборов. М. : СПб., 1996. С. 91-92.
11. Гермоген (Добронравов), еп. Крат­кий очерк истории Армянской церкви. Вероучение Армянской церкви. М., 2000. С. 30 и 45.
12 Карманный молитвенник (Grpani arhotharan). Монреаль, 1993. С. 14.
13. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. Jordanville, 1987. С. 36-37.

Д. Александров,
"Остров Веры" 2 (2003) стр. 14—16.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования