Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": Брачные дела под контролем Церкви


В Санкт-Петербурге вышла в свет занимательная книга - "Курс церковного права". Такой курс на рубеже XVIII-XIX вв. читался в Императорском московском университете, ныне МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автором столь экзотических сегодня университетских чтений был известный русский канонист профессор Алексей Степанович Павлов. Церковное право "имеет своим предметом исключительно дела и отношения чисто церковные, хотя бы оно произошло не только от церкви, но и от государства". Такое определение давал сам Павлов. (Его даты жизни - 1832-1898.)

Среди наиболее интересных положений церковного права, существовавших в разное время на Руси, были, к примеру, "брачные дела". Изначально их признали "чисто церковными". Только во времена Петра I, в 1702 году, светская власть издала закон, который отменил так называемый брачный сговор, заключаемый родителями жениха и невесты с назначением неустойки, и предоставил возможность даже обрученным церковью отказываться от вступления в такой союз.

С тех пор соблюдение условий брака, форма его совершения, расторжение брачного союза или признание его недействительным стало вотчиной церковного права.

Были и возрастные ограничения для желающих вступить в брак. Например, в 1744 г. Святейший синод признал недействительными браки 82-летних мужчин: "Брак от Бога установлен есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющегося за 80 лет надеяться весьма отчаянно; в каковыя лета не плотоугодия устроивать, но о спасении души своей попечительствовать долженствовало".

Был в России и церковно-криминальный суд. Вот один из основных принципов криминального суда церкви, который действует и сегодня, уже в уголовном праве светского государства: "ни одно, даже самое крайнее наказание церковное не может быть исключительно карой преступника, т.е. воздаянием злом за зло. Церковь должна подчинять преступную человеческую волю закону Божию, исправлять ее, а не уничтожать, и ни в каком случае не должна отказываться от этой своей цели".

В ведении церковно-криминального суда находились преступления против веры и церкви - совершение христианами языческих обрядов, святотатство, богохульство, волшебство, отступничество от веры, ересь, раскол; преступления против общественной чистоты нравов - блуд, изнасилование, противоестественные плотские грехи (содомия, скотоложство); преступления против союза семейного и против церковных оснований брачного права - многоженство, кровосмешение, своевольный развод, жестокое обращение мужа с женой, родителей - с детьми; некоторые случаи смертоубийства и изгнание плода.

Сущность церковных наказаний сводилась к лишению всех или некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви - полное или неполное отлучение. Было и известное великое отлучение - анафема. Духовный регламент Петра Великого так говорил о великом отлучении: "Чрез анафему человек делается подобно убиенному, а отлучением подобен есть взятому под арест".

Многие положения старейших русских уставов, уложений трансформировались в нашу сегодняшнюю жизнь. Поэтому знакомство с трудами профессора А.С. Павлова может быть полезно не только с точки зрения истории, но и для анализа российской реальности начала XXI века.

Татьяна ПОЛИВОДА

8 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования