Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": "Кто-то там наверху любит меня". Кураев считает, что написал "мужской" учебник по основам православия в противовес "безнадежно девичьим"


Известный богослов диакон Андрей Кураев за довольно короткий срок написал учебник по основам православной культуры, который уже рекомендован как основной. О том, как искался ключ к предмету, чем доволен и недоволен сам автор, наш разговор с ним.

Российская газета: Как вы для себя определяли, что такое православная культура?

Диакон Андрей Кураев: Английский социолог Бронислав Малиновский считает, что культура - это поступки и действия, которые не могут быть объяснены, исходя из анатомии и физиологии человека. Основы культуры - мир ценностей, с оглядкой на которые и совершаются собственно человеческие поступки. Значит, основа, фундамент православной культуры - это христианская вера, Евангелие, представление о добре и зле, характерное для православия. Основы - это корни, а не вершины. Поэтому можно говорить об основах православной культуры, не говоря о вершинной точке развития нашей культуры - о дивных рублевских иконах. Но нельзя говорить об основах православной культуры, не сказав о заповедях блаженств или о мотивах принятия монашества. Впрочем, и вершиной православной культуры являются не иконы Андрея Рублева, а сам Андрей Рублев. Кажется, получающийся результат некоторых наших партнеров разочаровал. А именно тех, кто ожидал, что рассказ об основах религиозной культуры будет сведен к рассказу о религиозном искусстве.А православная культура жива, ее творчество продолжается и сегодня. И сегодня она творит поступки и судьбы людей. Есть культура милосердного поступка. Культура любви. Культура войны. Культура православного праздника. Культура христианского труда.

Полную версию беседы читайте только на сайте

РГ: Как будут выбирать обычные российские родители?

Кураев: Тот родитель, который лишь при встрече с буддистами вспоминает, что "я ж православный!", скорее всего, выберет светскую этику. Кто-то перепутает ее с этикетом. А кто-то будет руководствоваться трезвой мыслью, что в 4-м классе на уроках светской этики детям будут говорить о том, что "надо любить маму, папу и заботиться о младшем братике". И справедливо сочтет это более важным, чем курс совсем не к возрасту притянутого искусствоведения или рассказ о древних библейских историях.

РГ: Уроки религиозной культуры не станут разделять детей?

Кураев: Это разделение по признаку "интереса к культуре, порожденной данной конфессией". В 9 лет детям полезно узнать, что у людей бывают разные интересы и вкусы. Кстати, если бы у меня был родной четвероклассник, я бы отправил его на уроки иудейской или мусульманской культуры.

РГ: Почему?

Кураев: Потому что о православии я ему и сам расскажу. А кроме того, мне беспокойно, что о моей святыне моему сыну будет рассказывать неизвестный мне посредник. Христианский ребенок не станет чужим на уроках иудейской культуры - ведь и там разговор пойдет о Библии. Заодно он станет немного разведчиком и помешает интеграции в этот курс радикально сионистских идей (например, мыслей о том, что евреям можно и нужно жить только в Израиле, а не в России). Кроме того, многие родители будут выбирать не курс, а учителя. Даже священник может сказать: для моих детей лучше талантливый и добрый наставник светской этики, чем не в меру угрюмая и суперправославная учительница ОПК.

РГ: Что вам кажется сильной стороной учебника?

Кураев: Хорошо, что удалось сохранить адресацию к современному ребенку, к его жизненным ситуациям. Я например, включил в учебник рассказ о восьмилетнем Жене Табакове, который спас сестру от насильника и погиб сам. В детской памяти Женя, конечно, затмит Александра Невского или Илью Муромца. Но зато им будет понятно, что мужчиной можно быть и в 10 лет.

РГ: Ваш учебник читал и рецензировал весь Интернет, а чьи еще оценки были для вас значимы?

Кураев: Мне очень помогла учитель Ольга Журавлева, прочитавшая его глазами хулиганистого ребенка и пытавшаяся перетолковать все непонятное в худшую для меня и учителя сторону.

РГ: У вас были какие-то табу?

Кураев: Нельзя ругать чужую веру.

РГ: А секреты?

Кураев: Хотелось написать учебник мальчиковый, мужской. Потому что учебники, написанные в былые годы, были безнадежно девичьими. Один из самых тиражных учебников ОПК начинается так: "Наш предмет называется православная культура. В нем рассказывается о красивом мире, в котором мы живем". Мужчину от такой слащавости сразу тошнит.

РГ: Ваш учебник не получился проповедническим?

Кураев: Я 20 лет преподаю в МГУ очень ершистой, острой на язык университетской публике. И ни разу даже в интернет-сплетнях не слышал, будто "Кураев давит на нас и агитирует нас за православие".

РГ: Какой ждете общественной реакции?

Кураев: Тут и к гадалке ходить не надо. Кто-то скажет, что учебник слишком клерикален. А кто-то сочтет его слишком малоцерковным.

РГ: Лучший результат для вас самого?

Кураев: Мне хотелось преодолеть установку на насыщение класса информацией. Я с самого начала считал, что задача этого курса - оставить послевкусие. Чтобы по завершении курса у детей возникло ощущение, что храм - это естественная часть нашей жизни. Не сенсация, не экзотика, а что-то привычное. Чтобы человек знал и помнил, что кроме того, что он видит в зеркале, еще у него есть его душа. И что он любим не только мамой, папой, но и еще и Тем, кто с Неба смотрит на нас.

Елена Яковлева

26 января 2010 г.

 Фото: Колыбалов Аркадий


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования