Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СТРАНА.РУ": "По законам ислама Талгат Таджуддин не может призывать к джихаду, потому что такой призыв должен исходить от главы государства", считает авторитетный российский исламовед


Ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН профессор Леонид Сюкияйнен в интервью Стране.Ru заявил, что если джихад - это просто возмущение, противодействие словом против агрессии США в Ираке, это - нормально. Но когда речь идет о сборе средств для приобретения оружия, то это уже противоправно. Это неприемлемо и с точки зрения интересов российских мусульман вообще.

- Главный муфтий России объявляет США джихад и хочет собирать оружие для борьбы, а глава Совета муфтий с ним не согласен. Почему разделились мусульмане России? Талгат Таджуддин объявил джихад и нарвался на предостережение прокуратуры. Он что, не знает российских законов? В чем здесь дело?

- В современной России единого центра мусульман нет. Этих центров много.

- А сколько всего?

- Организованных мусульманских организаций существует несколько десятков. Но основную роль в России играют два центра, глав которых вы упомянули. Это Центральное духовное управление центральной России и стран Балтии с центром в Уфе, которое возглавляет Талгад Таджуддин. И второй центр - Духовное управление мусульман европейской части России. Его возглавляет Равиль Гайнутдин. Он же является председателем Совета муфтиев России на европейской части. Эти две структуры между собой находятся в состоянии соперничества.

- А кто из них в России главнее? Кого более серьезно воспринимает российское руководство и прокуратура?

- Они в равном положении. Российская власть очень ровно к ним относится и не подчеркивает своей лояльности к одному из них. Они в равной степени являются вхожими в российские властные и иные структуры. Порой бывают какие-то сдвиги, но в целом оба признаны властями в качестве лидеров мусульман.

- А к какому центру больше примыкает мусульман России?

- Трудно сказать. Приблизительно они делят мусульман пополам.

- Я спрашиваю, чтобы понять, сколько мусульман России за джихад.

- По заявлению муфтий нельзя судить о всех мусульманах.

Понимал ли Таджуддин ответственность в смысле знания законов? Во-первых, по строгим исламским канонам объявлять джихад вот такой духовный руководитель просто не может. Полномочиями объявлять джихад обладает только исламская власть - глава государства.

- Садам Хусейн может?

- Садам? Да, Саддам формально может. Но у нас светское государство и возникает вопрос, насколько правомерно такие заявления делать. Сейчас у нас какая-нибудь партия объявит кому-то войну, но в правовом смысле это будет ничто. Это просто религиозные чувства. Их можно понять, но это объявление джихада может не привлекать внимание властей, если джихад - это просто возмущение, противодействие словом против агрессии США в Ираке. Но когда речь идет о сборе средств для приобретения оружия, то это уже противоправно. Прокуратуру интересует не джихад сам по себе, а именно оружие и призыв к его применению. Это противоречит российскому законодательству. Это неприемлемо и с точки зрения интересов российских мусульман вообще. Таким образом, проблему Ирака не решить, а имидж мусульман только пострадает. Это вызовет противоречия и напряженность в российском обществе и это вступает в противоречие с мнением российской власти, которая не хочет втягивать Россию в конфликт. Исламские лидеры России должны заботиться не о том, чтобы разжечь пожар с помощью сбора денег на приобретение оружия и направления в Ирак волонтеров, а о том, чтобы локализовать конфликт. Последнее противоречит не только международному праву, но и исламским ценностям. А здесь получается, что возникает опасность разрастания этого конфликта за пределы Ирака. Помогать попавшим в беду мусульманам нужно действенно, а не с помощью оружия, которое в создавшейся ситуации приведет к отрицательному результату.

Надо добиваться прекращения войны, если уж мусульманские лидеры хотят внести свой вклад в это дело, а не обострять ситуацию там и в российском обществе.

- Итак, для прекращения конфликта нужно воздействовать на американцев?

- Воздействовать нужно, но не давить на американскую сторону, а помочь американцам в этой ситуации. Без США, без контакта с ними разве можно действовать сейчас?

- Нельзя. А как им помочь?

- Нужно их убеждать. Я могу привести очень хороший исламский принцип, который подходит к моменту. Ест высказывание пророка Мухаммеда. Он однажды сказал: "Помогайте своему брату, терпит ли он произвол, либо он сам чинит произвол". Тогда у пророка спросили, что, мол, хорошо, мы можем помочь тому, кто является жертвой произвола, как же помочь тому, кто сам чинит произвол? Пророк ответил: "Схватите его за руку и остановите его произвол".

Поэтому, когда мы добиваемся прекращения войны, это не унижение США, это - помощь очень крупному и ведущему участнику мировых отношений, который сегодня творит произвол и которому нужно помочь повернуть его силу и энергию в позитивное русло.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования