Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕСТНИК": Что принесем Тебе, Христе? Размышление о том, на что мы должны направлять духовные усилия, если хотим быть истинными христианами


От Редакции Карловчанина :

К светлым праздникам Христова Рождества и Пасхи Господней, по установившейся в Зарубежной Церкви традиции, народ Божий ознакомляется с архиерейскими праздничными посланиями, раскрывающими в тонкой, часто поэтической форме, суть празднуемого торжества, и чем оно может способствовать обновлению, очищению верующих. Это не длинные учёные (или псевдо-учёные) богословские тракты, а простые, но глубоко идущие слова, трогающие сердце и душу пасомых.

Но в этом году, помимо обычных рождественских посланий, для нас стало неожиданной радостью, и скажем прямо — честью, получить от дотоле незнакомого нам мiрянина из России глубоко верные размышления о том, на что мы должны направлять духовные усилия, если хотим быть истинными христианами. Незнакомым был нам этот мiрянин в том смысле, что никогда не общались и не встречались с ним, но зато хорошо известен был он нам, как выдающийся режиссёр, автор одного из самых правдивых, глубоких фильмов о России — "Русская тайна".

Все, кто заграницей видел этот фильм, вышедший в 1990 году, был поражен его полным созвучием с Зарубежным видением судьбы России. Поражало также то, что фильм открыто и совершенно естественно стоял на позициях Зарубежной Церкви. Конечно, в те годы "Белая тема" была в моде и всё, что касалось Белой Эмиграции, пользовалось и спросом и почётом. Но самое для нас удивительное и трогательное это то, что 20 лет спустя, после всех всем хорошо известных горьких событий и испытаний, в частности в судьбе Зарубежной Церкви, Вадим Петрович Виноградов сам себя определённо считает "Карловчанином" ...

Значит это не было мимолётным увлечением. Значит решение пригласить последнего Зарубежного Первоиерарха, приснопамятного Митрополита Виталия, выступить в фильме со словом — в чём состоит эта тайна России, не было принято под влиянием мимолётной моды. В.П. Виноградов знал и понимал, что для этой темы необходим был митрополичий вселенский голос Русского Православия. Словно ветхозаветный пророк, наш покойный Авва дал точный ключ к уразумению и прошлого и настоящего и будущего России : "Святая Русь родилась в стихии молящегося русского сердца. Святая Русь существует и чем больше места займёт она в России, тем лучше она будет жить".

Тут всё сказано об единственной возможности излечить Россию от смертельного недуга, поразившего её три четверти века назад. Лишь духовностью можно излечить духовную болезнь. В этом отношении, всякие экономические реформы и перестройки могут быть пригодными для других стран, но для России они в лучшем случае второстепенны. У ней, ведь, особенная стать, как говорил поэт ... Россия — страна не похожая ни на одну страну мiра и так правдиво сказано в самом начале фильма : "Есть ли у России будущее ? - Только в прошлом ключ нашего будущего. Если прошлое наше умерло, нет тогда у нас будущего /.../ Вспоминаем мы ведь, когда-то была она Русь Святая...". Не внешние реформы нужны, а покаянная готовность к новому обращению сердец каждого к Богу.

В своих рождественских размышлениях В.П. Виноградов предостерегает каждого от соблазнов, овладевших всем человечеством и заразивших даже именующих себя православными, предостерегает от ложной духовности, от бытующего в умах нео-христиан что Христосъ сошёл с Небес ... и будто все уже спасены. Но нет — истинное Православие неразлучно с подвигом, с духовной бранью. Православный режиссёр, как истинный христианин сетует на то, что в современном мiреChristmas, в котором и тени Христа трудно узреть, всё более затмевает Рождество Христово. Этот шумный, весёлый, порою языческий праздник сводится в основном к тому, что люди обмениваются подарками. Подарки, вернее дары, на самом деле тесно связаны с Рождеством, но волхвы приносили их ведь Богу-Младенцу, а не друг другу !

Что принесем Тебе, Христе ? — вопрошает В.П. Виноградов, и в ответ вторит словам Митрополита Виталия : сердце чисто и дух сокрушен. Не в разгуле веселья, шума и блеска следует встречать Рождество Христово, а в тишине и в сокрушении. Изгнаннические условия, принудившие нас жить в западных неправославных краях, позволяют нам однако, теперь что умолк шум мiра сего во зле лежащего, встречать Родившегося Бога нашего свято и в тишине, как и было 2010 лет назад во Вифлееме, с чем сердечно поздравляем наших читателей.Христосъ раждается — славите !

-------

Рождество Христово
Что принесем Тебе, Христе?!

Сегодня, в ХХI веке, соблазны во всей полноте овладели уже всем человечеством и все помыслы людские устремлены в одну только точку – на стремления к упоению земными благами и только. А протестантское сознание, что нас ради человек и нашего ради спасения Христосъ сошел с Небес... и всё! – этим Рождеством мы все уже спасены, опустилось и на православный мiръ. И потому, как никогда, настало время, чтобы вырваться из этой сети ловчей, услышать голос Церкови (не путать с её двойником), которая донесла до нас свой опыт помощи на этом пути – пользу о памятовании самого важного дня в истории человечества – Рождества Христова. И выделила Святая Соборная и Апостольская Церковь (а не ее подмена) в этом Великом празднике то, что нас ради человек и нашего ради спасения Христосъ Спаситель сошел с Небес через скорбь сердца Своей Матери. И потому Церковь поет: Ты же, Мати Божия, не имевшая где голову преклонити, зане не бе места в обителях, ради Сына Своего Первенца в вертепе и, повив Его пеленами, положи в яслех; тем скорбь сердца Твоего познавая, вопием Ти: радуйся  многоскорбная Мати Божия. Печаль нашу в радость претворяющая.

Скорбь сердца Твоего познавая! – вот где Церковь (а не ее призрак) призывает находить источник наших борений со страстями, обуревающими весь мiръ, и потому улавливающими в свои сети всякого человека. Разве не начата Господомъ Iисусомъ Христомъ проповедь Воскресения именно с момента Своего Рождества? Разве с этого момента Своего воплощения, первым Своим делом, делом, а не словами, Он не возвестил всякому человеку: Входите тесными вратами?!

И потому во дни величайшей в мiровой истории скорби по поводу соблазнов, овладевших уже всем мiром и утвердивших царство тьмы на всей планете земля, в великий праздник Рождества Христова следует, наверное, в который раз повторяя: во своя прiиде Светъ истинный, просвещающiй всякого человека, грядущего въ мiръ, остановиться и с особым вниманием отнестись к самому убожеству и нищете, в котором появился Избавитель мiра. А ведь, как было бы хорошо, если бы каждый отец, и каждая мать сегодня, как наши предки, русские простолюдины, приняли бы и этот вертеп, и эти ясли в свое сердце, и представили себя в такой невообразимо страшной ситуации. А ведь это рождается Тот, Кому Его Отец Небесный мог из этого вертепа воздвигнуть роддом, почище, чем у Грауэрмана*. Значит и на это убогое и нищее Рождество Сын Человеческий идёт, как и на Крестъ, добровольно. Потому что идет нас ради человек и нашего ради спасения. Ибо это убожество Его появления сразу же указало всему человечеству сам путь, по которому следует всякому человеку следовать за Ним.

Сегодня Рождество Христово стало праздником со слезами на глазах. Потому что уже весь мiръ превратил Рождество Христово в ублажение друг друга подарками. Праздник под именем Christmas давно не знает Христа. А волхвы то не друг другу же дарили подарки в связи с тем, что их ради человек и их ради спасения, а Самому Христу, указуя тем самым, что и всякий человек должен подготовить подарок Христу Спасителю ко дню Его Рождества. Потому Церковь и вопрошает: Что принесем Тебе, Христе?! То-есть, "что же принесет каждый из нас особо от себя?" Яко аще бы восхотелъ еси жертвы, далъ быхъ убо: всесожженiя не благоволиши. Жертва Богу – духъ сокрушенъ, сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ. Чтобы подойти к празднику Рождества Христова с сокрушенным и смиренным сердцем, Церковь и установила Рождественский постъ, как средство, способствующее принести в дар новорожденному Царю единственно желанный им от всякого человека  подарок – сокрушенное и смиренное сердце его. (Дай Мне сердце твое!). Но не любое сердце, не сердце, занятое суетой житейской, а то, которое постоянно памятует об убожестве и нищете, в которых родился Христосъ. Памятует для того, чтобы и своей жизнью постараться встать на тот путь, который указан был Самим Господом Христомъ всей Его земной жизнью, начиная со дня Своего Рождения: со скорби сердца Божией Матери, с вертепа и яслей, возвестивших: Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространенъ путь, ведущiе в погибель, и многiе идутъ ими; потому что тесны врата и узокъ путь, ведущiе в жизнь, и не многiе находятъ ихъ. (Мф. 7, 13,14) И только сегодня осознаешь, что идущий сразу за этим стихом следующий, совсем не оторван от него, но органично продолжает его, напоминая о дне сегодняшнем: Берегитесь лжепророковъ, которые приходятъ къ вамъ въ овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные. По плодамъ ихъ узнаете ихъ. (Мф. 7, 15,16)  То есть, ежели решились входить тесными вратами и узким путем, то уж берегитесь чаплиных, кураевых... гундяевых берегитесь! Да, таковых удаляйся (2 Тим. 3,5), соблазняющих широкими вратами и пространным путем, нас де ради человек и нашего ради спасения Христосъ сошел с Небес... и всё, мы спасены! Да, нас ради человек и нашего ради спасения Христосъ, сойдя с Небес, отверз всякому человеку вход в Царство Небесное, но только чтобы всякий человек входил туда тесными вратами и узким путем!
А то: Христосъ на земли, возноситеся! Прямо таки, полетели...

И ведь у скольких людей в

2010-ом году упование на белого тигра превзошло

упование на Крестъ Господень, на который всегда,

единственно то только и уповала Святая Русь.


Ну, и что же мы сегодня возрождаем?

Вадим Виноградов

6 января 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования