Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": Реформатор на святом престоле


Папа Римский Иоанн Павел II резко осудил агрессию против Ирака. И предупредил: "То, что происходит сейчас в Багдаде, угрожает судьбам всего человечества... Только на мирной земле может быть создано справедливое общество".

Он призвал полтора миллиарда католиков молиться о мире. Символично, что в эти дни он дал аудиенцию Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергею Миронову, зная, что наша страна также протестует против англо-американской агрессии против Ирака. Понтифик продолжает проявлять свой неуемный характер.

С щемящим чувством смотрю я каждый раз, когда по телевидению вижу этого согбенного старика, который даже в кресле сидит, опираясь на тонкий золоченый посох, венчаемый Христовым распятием. Его руки сжимают посох, и только посвященные замечают их дрожь. Болезнь Паркинсона одолевает старика. Но под островерхой золотой тиарой, как и прежде, бугрится могучий лоб мыслителя. Язык мало послушен, но ум не гаснет и серые глаза живы, когда он поднимает их и оглядывает многотысячную паству.

Четверть века назад я знал его другим. Мы, журналисты, были 16 октября 1978 года на одном из приемов в Варшаве, где оказался и тогдашний министр по делам религий Юзеф Конколь - человек общительный и остроумный. Естественно, мы засыпали его вопросами о выборах нового Папы Римского, которые проходили уже не первый день в Ватикане. В качестве шутки мы спрашивали, есть ли шанс занять святой престол у примаса Польши кардинала Стефана Вышиньского или у главы Краковской курии кардинала Кароля Войтылы. Хитрый министр отшутился: "Панове, если поляк станет Папой, я ставлю вам ящик шампанского".

Прием уже подходил к концу, когда к Конколю торопливо приблизился новый гость и что-то сказал полушепотом. Мне показалось, что привычный румянец сошел с лица министра. Он дал какие-то распоряжения пришельцу и несколько растерянно посмотрел на нас: "Панове редакторы, сейчас вам принесут шампанское".

- Кто? - спрашиваем мы в один голос.

- Войтыла, - ответил министр и тут же ушел.

Состояние министра нетрудно было понять: не только его ведомству, но и всему государственному и партийному аппарату предстояли невиданные хлопоты и проблемы. Народ же ликовал - земляк становится во главе полутора миллиардов католиков всего мира, воспарив над политическими и военными союзами, над королями и президентами, которые будут целовать ему руку.

Безусловно, в появлении поляка на Олимпе католицизма сыграла роль незаурядная личность Кароля Войтылы, нареченного по его собственному выбору Иоанном Павлом Вторым в знак преемственности святых под этими именами. Но не стоит умалять и политической игры мирового закулисья. "Холодная война" к тому времени давно перевалила через свой пик, появился первый российско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений, а в Хельсинки европейские страны, США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне - ОБСЕ).

Первым документом была признана невозможность победы ни одной из великих держав с помощью ракетно-ядерных сил, вторым - вектор борьбы между двумя противостоящими блоками переводился в политическую сферу, на внутреннее разложение прежде всего социалистического лагеря.

Тут Запад и задумался над использованием "христианского ресурса", который в то время явно недооценивался. Американским и европейским лидерам, заангажированным в "холодной войне" с социалистическим лагерем, нужно было привлечь на свою сторону католичество. А для этого требовалось политизировать его. И новый глава Ватикана начал оправдывать эти надежды.

В первых же своих проповедях и посланиях он провозгласил объединение Европы на основах христианства, как важнейшей духовной и морально-этической ценности.

Впрочем, мы перескочили некоторые вехи в жизни этого великого христианского лидера. Он был рожден для церкви и борьбы. Изучал историю церкви и иностранные языки, чтобы совершенствовать свои познания в истории религии и общаться с католиками в Италии, Франции, Испании, Германии и других странах, где он побывал после войны. Свободно владел семью языками, в том числе русским, и мог изъясняться на нескольких других.

Под немецкой оккупацией, работая в каменоломне под Краковом, он в самодеятельном кружке учился декламации, искусству театра одного актера. Готовился к проповедям. Он писал стихи, а в дальнейшем также пьесы на религиозные темы. Одна из них (если не ошибаюсь, она называлась "Убийство во храме") рассказывала о том, как епископ польский Станислав защищал церковь от вмешательства светской власти и был прямо в храме заколот правившим князем. Это противопоставление светской власти и церкви было любимой темой краковского ксендза, прошедшего все ступени церковной иерархии вплоть до кардинала.

В борьбе с Примасом Польши (главой католической церкви в стране), кардиналом Стефаном Вышиньским, который старался слить церковь с социалистической системой, Кароль Войтыла всячески поднимал роль католицизма в государстве.

Все это не могло быть незамеченным идеологами западной культуры. Его приглашали в разные страны не только церковные деятели, но и политики, университеты. И когда осенью 1978 года престол Петра в Риме оказался без святого отца, вспомнили и о 58-летнем краковском бунтаре.

Сведущие люди рассказывали, что Соединенные Штаты, Германия и некоторые другие страны, отправляя своих кардиналов на выборы нового Папы Римского, давали негласный наказ покончить с церковной монополией Италии, ставить на реформаторов и к этому же склонять прелатов Африки, других континентов. В конце концов Войтыла получил поддержку большинства иерархов.

А в мае 1979 года Польша встречала своего духовного кумира. Это было его первое десятидневное паломничество.

Освещать этот первый визит в соцстрану главы Ватикана аккредитовалось более тысячи журналистов со всего света. Значился в этих списках и я. Ватиканская пресс-служба состояла всего из шестерых монахов Ордена паулинов. Эти красавцы-мужчины в сутанах светло-бежевого цвета необыкновенной чистоты успевали за час до выступления понтифика раздать всем нам заготовленный для молитвы или проповеди текст и вежливо просили не передавать его в редакции, пока не будут сделаны поправки с учетом живой речи. Западные журналисты, конечно, бежали, сломя голову, к телефонам (мобильников еще не существовало), чтобы тут же передать несколько фраз из еще не произнесенного текста. Паулины видели это, но оставались невозмутимы, пунктуальны, вежливы и продолжали давать нам тексты под эмбарго.

Журналисты из соцстран не злоупотребляли терпением паулинов, потому что их оперативная информация, как правило, не публиковалась в газетах и не передавалась по радио и телевидению. В СССР появилось только две десятистрочные заметки: первая о прибытии Папы Римского в Варшаву, вторая - об отлете его в Ватикан. Наши материалы шли только в служебные вестники ТАСС.

Понтифик замотал всех, кто обслуживал его визит. В семь часов утра он проводил богослужение для епископов и других служителей высокого ранга. Потом встречался с этими же людьми, чтобы обсудить общецерковные вопросы и проблемы церкви в Польше, в куриях и приходах. В середине дня проходили массовые богослужения. Вечером - встречи с молодежью, светскими католиками, творческой интеллигенцией и другими группами населения. Последние обычно проходили наиболее расковано.

Вечером на площади городка Гнезно собралось не менее 10 тысяч молодых ребят и девчат. Одеты они были совсем не для молитвы: ребята в потертых джинсах и цветастых футболках, девчонки в коротких обтянутых шортах и маечках с глубоким вырезом. При появлении Папы на балконе его временной резиденции собравшиеся визжали, прыгали, махали руками, как это делается ныне на концертах рок-групп. Войтыла начал с шуток, коснулся истории Польши, повседневной жизни, а потом предложил спеть "партизанские" песни. На самом деле это были песни подпольной Армии краевой, которая сначала воевала с немцами, а когда пришли освободители - советские войска - и с ними тоже. И так более двух часов - до темноты дирижировал Папа Римский молодежью. Он был свой в доску для юных поляков.

Особенно взбодрились после первого визита польские ксендзы. В костелах наряду с богослужениями начались некие вечера поэзии, даже концерты, посвященные великим деятелям культуры. На них выступали и не на религиозные темы. Декламировались стихи Словацкого и Мицкевича, обличавшие врагов Польши.

Когда в конце 1980 года возникло ядро профсоюза "Солидарность", церковь выделила ксендзов для "обслуживания" региональных объединений этой организации. Они присутствовали на заседаниях руководящих органов профсоюзов. Так, ксендз Яновский патронировал гданьскую "Солидарность", а костел святой Бригиды стал как бы фирменным храмом профсоюза.

Ксендзы брали на себя функции связных "Солидарности" с западными профсоюзами, которые оказывали ей большую материальную помощь.

К осени 1981 года политическая ситуация в стране стала тупиковой: первый секретарь ЦК ПОРП Войцех Ярузельский, партия в целом и правительство уже не могли контролировать положение, а "Солидарность" и вся оппозиция закусили удила, радикализировались, не шли ни на какие компромиссы. Одновременно существовала опасность, что страны Варшавского Договора могут пойти на решение конфликта по чехословацкому образцу - введением войск в страну. Тогда и решено было ввести военное положение. Около 6 тысяч оппозиционно настроенных деятелей было интернировано. В начале жесткая эта мера потом стала постепенно ослабевать, и в конце концов все пошло мирным путем к преобразованию страны от жесткой системы к расширению демократии. Церковь набирала силу.

Не нашел ватиканский глава общего языка с православными, потому что слишком самонадеянно начал наступление на Восток. В первые же свои паломнические визиты в страны мира Иоанн Павел II умело вкраплял в проповеди намеки на необходимость воздействия на православие. Из Ватикана все эти годы шла "утечка информации" о том, как хотел бы понтифик побывать на русской земле.

Русская православная церковь неизменно отказывала главе Ватикана в визите в Москву из-за нерешенных вопросов между двумя церквями и не прекращающихся попыток прозелитивизма - перетягивания на свою сторону православных. Ватикан открыл в России четыре католические епархии в обход наших законов.

Настырный святой отец, побивший паломнические рекорды по количеству посещенных стран, дотянулся-таки и до России. Через телемост, организованный в марте 2002 года между Ватиканом и московским костелом Непорочного зачатия для совместного богослужения. Это последнее "прости" российским католикам, с которыми воочию ему так и не удалось встретиться, хотя он побывал в большинстве стран, окружающих Россию, даже в Казахстане, Армении и Азербайджане, где католиков не так уж много.

В мире оценили решительный шаг ватиканского властителя - осуждение американских церковнослужителей, замеченных в извращении малолетних. Это был призыв к самоочищению католической церкви от скверны.

Не отнимешь влияния Папы Римского (Войтылы) на многие мировые процессы. Он расширил контакты между христианскими церквами. Не боялся ездить в Латинскую Америку и принимать на аудиенцию епископов, которые поддерживали повстанцев, воевавших с проамериканскими режимами. Встречался с иноверцами. Благословлял деятелей, менявших облик Восточной Европы.

Реформатор Папа Римский Иоанн Павел Второй издал 13 энциклик, являющихся своеобразными законами для верующих. Совершил более ста зарубежных поездок, причислил к лику святых почти 800 человек.

Он рукоположил более 300 епископов. Но найдутся ли среди них клирики, равные ему по знаниям и силе воли? Может быть, и найдутся, но возникнет ли в мире ситуация, требующая таких масштабов международной перестройки, к какой причастен Иоанн Павел Второй. Вряд ли.

Игорь ГАЛКИН

4 апреля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования