Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ.РУ": Особенности национальной проповеди. После убийства священника Даниила Сысоева в обществе резко обострился вопрос о христианской миссии среди мусульман


После убийства священника Даниила Сысоева в обществе резко обострился вопрос о сосуществования с мусульманами. Многие вспоминают (уже применительно к России) и про нашумевший роман "Мечеть Парижской Богоматери". Но так ли все просто, как кажется на первый взгляд?

Опыт сосуществования и проповеди среди мусульман в России

Уже Карамзин привел впоследствии ставшими широко известными слова московского посла Новосильцева в Турции (1570 год): "Мой Государь не есть враг Мусульманской Веры. Слуга его, Царь Саин-Булат, господствует в Касимове, Царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, Князья Ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях: ибо у нас всякий иноземец живет в своей Вере. В Кадоме, в Мещере многие приказные Государевы люди Мусульманского Закона. Если умерший Царь Казанский Симеон, если Царевич Муртоза сделались Христианами, то они сами желали, сами требовали крещения".

В Касимове, где поселилась в 1452 году крупная группа выходцев из Орды, в 1467 была построена Ханская мечеть. Снесенная в 1702 году после крещения касимовских князей, в 1768 году по указу Екатерины II она была восстановлена и в таком виде дошла до наших дней.

В Романове (ныне Тутаев) после поселения там в 1564 году группы татар из Ногайской орды, поступивших на государеву службу, также возникли татарская слобода и несколько мечетей. Еще в 1678 году большая часть романовских татар оставалась мусульманами и имела своих мулл. Свой неповторимый облик Романов утратил лишь в 1760 году, когда после переселения служилых татар в Кострому мечети разобрали (но построили другую в Костроме в новой татарской слободе, просуществовавшей вплоть до революции)…

Как видим, православные и мусульмане спокойно жили в то время рядом, и мусульман к смене веры в основном не принуждали (хотя многие семьи служилых татар постепенно крестились – именно от пришедших на русскую службу в 1564 году сыновей мурзы Юсуфа пошел знаменитый русский княжеский род Юсуповых).

Новый приток мусульман в крупные города Центра России пришелся – в связи как с расширением границ империи, так и с началом индустриализации, – на вторую половину XIX века. Как писал в 1881 году известный мусульманский публицист Исмаил Гаспринский: "В Москве и Петербурге проживают тысячи мусульман, имея свои улицы, мечети и проч. Это большей частью – татары; но кроме них, во всех больших городах внутренней России, не говоря уже о пограничных областях, вы найдете торговцев-персиян и пекарей-турок". В 1904 году в Москве и в 1913 году в Петербурге в связи с увеличением числа мусульман открываются большие соборные мечети соответственно на 2 и 5 тысяч молящихся.

При всем этом добром сожительстве и взаимоуважении шло и обращение мусульман в Православие. Те же дворянские роды касимовских и романовских татар крестились лишь в царствование царя Федора Алексеевича (1670 – 1680-е годы). И позже, уже в XIX веке, когда Православие проповедовали уже в Сибири и Японии, канонизированные позже как святые миссионеры Иннокентий Московский и Николай Японский запрещали поносить чужую веру (ибо это, как они вполне верно полагали, может повести лишь к ожесточению против миссионеров), а призывали делать акцент лишь на достоинствах своей.

И ведь эту политику нельзя не назвать результативной – итогом ее деятельности стало крещение определенной части тюрок и угро-финнов Поволжья, аборигентов Сибири и даже части японцев и китайцев.

Нет, конечно, не стоит уж чрезмерно идеализировать политику Московского царства, а затем и Российской империи, бывали и периоды давления на мусульман и иных иноверцев со стороны власти. Например, так было в 1640-е годы при царе Алексее Михайловиче, при господстве "православных фундаменталистов", когда жестким ограничениям подверглись Татарская и Немецкая слободы в Москве; или в годы работы "новокрещенской конторы". Но каждый раз на смену этим периодам в Россию возвращался традиционный религиозный мир, позволивший нашей стране избежать участии тех государств, где уже несколько десятилетий все воюют против всех.

Концепция проповеди среди мусульман у западных сект

Совсем иной взгляд на Ислам принят в западных протестантских сектах, приступивших в 1990 – 2000-е годы к проповеди среди мусульман. Как пишет публицист Роман Лункин: "Cтоит вспомнить, какая конфессия первой организовала свои общины на территории разоренного Ирака, и какие проповедники принесли Христианство в нынешние страны Средней Азии, так же как и многим мусульманам на Северный Кавказ. Это протестантские Церкви, которые относятся к числу фундаменталистских, то есть тех, кто во главу угла ставит авторитет Библии и провозглашает твердое следование каждому слову Писания. Разные евангельские направления обладают различными представлениями об исламе, но все они резко контрастируют с размытым экуменическим мировоззрением традиционного христианства. Многие пятидесятники, к примеру, склонны считать мусульман поклонниками некоего пустынного духа, а значит, эта протестантская группа намерена обращать мусульман в Христианство как язычников".

Сомневаться в оценке непосредственно работающего на пятидесятников эксперта не приходится… Интересно и то, что в той же (опубликованной в ноябре 2005 года) статье Лункин уже открыто, тенденциозно интерпретируя события в Париже, требует обращения мусульман в Христианство.

Каковы были итоги такой оскорбительной для мусульман проповеди? Ненависть. И самое страшное – что оскорбленные протестантскими миссионерами мусульмане порой переносят свою ярость на всех христиан, в том числе на живших рядом с ними веками в мире и дружбе.

Вот приведенный Лункиным пример того же Ирака, в котором вели свою проповедь западные протестантские секты. В ближайшие несколько лет там разгорелась яростная межрелигиозная вражда…

Между тем, на первое место среди протестантских проповедников в Дагестана вышли все те же пятидесятники – церковь "Осанна". Возглавляет ее пастор Артур Сулейманов. Как пишет дагестанское издание "Новое дело", их проповедь направлена, в первую очередь, на мусульман. Оно приводит слова Сулейманова о том, что "80% спасенных – бывшие мусульмане".

Одной из опробованных пятидесятниками агрессивных пропагандистских технологий обращения мусульман в Дагестане стало, как пишет все тот же Роман Лункин, следующее: "В комплексе с национально окрашенной проповедью церковь "Осанна" активно распространяет переводы Евангелий на национальные языки Дагестана, сделанные шведским институтом перевода Библии". Это было написано еще в 2002 году.

Удивительно, почему шведский институт занимается переводом Библии на все языки народов Дагестана? С другой стороны, финансирование деятельности пятидесятников в Дагестане тоже идет из загадочных "шведских институтов": "С 2000 года "Осанна" совместно с якобы общественной благотворительной организацией Швеции оказывает благотворительную помощь малоимущим, многодетным семьям и одиноким престарелым людям".

Помощь бедным и старикам, конечно, хорошо – но другое дело, когда все это служит лишь предлогом для их обращения… И что же это все за загадочные шведские "благодетели", столь усердно и давно "опекающие" протестантов в Дагестане? И так ли они "бескорыстны" в своем финансовом и информационном обеспечении обращения в протестантизм российских мусульман?

К каким результатам в ближайшем будущем может привести проповедь в мусульманской республике при изначально взятых пятидесятниками установках – Лункин прямо пишет, что те считают мусульман едва ли не язычниками, в действующих в Дагестане миссиях, официально рекомендована молитва "О сокрушении исламских твердынь" - трудно себе представить.

Марат Былов, 

"ИСЛАМ.РУ", 10 декабря 2009 г.
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования